Комплексные присадки от грязи и воды в системе питания

Путь бензина из бака в камеру сгорания зачастую тернист. Мало того, что в са­мом баке и элементах системы питания поселяются «болезнетворные» отложения (а попросту грязь), тут еще и вода упрямо просит потесниться. Особенно зимой. Попавшая в топливную систему влага норовит замерзнуть и парали­зовать работу двигателя. Проблема, как говорят, налицо. А коли так, рано или поздно должны были появиться средства, способные лечить этот недуг, — составы дпя очистки топливной системы и удаления из нее влаги, очистки впускного тракта и т. д. Имен­но о таких пре­паратах — зару­бежных и наших — пойдет речь.

Для испытаний нами были приобретены шесть образцов комплексных присадок к бензину. По своему назначению — облегчить путь бензина от бака до каме­ры сгорания — и свойствам они весьма схо­жи. А именно: способны смывать отложе­ния в системе питания, связывать воду и выносить ее вместе с бензином в камеру сгорания (туда ей и дорога) и, наконец, смывать нагар с элементов впускной сис­темы (например, впускных клапанов).

Моющее действие означает не толь­ко способность растворять осадки, пла­вающие в бензине, снимать с загрязнен­ной поверхности мягкий налет, отмывать твердые отложения, но и удерживать все эти образования во взвешенном со­стоянии, не позволяя им снова осесть на стенки. Все рассмотренные при­садки оказались в той или иной степени способными «впитывать» влагу, хотя заявлено это свойство было лишь у двух образцов. Помимо сво­их основных качеств, присадки облада­ют целым рядом других, призванных служить главной заповеди всякого лекаря -не навреди.

Как и следовало ожидать, моющее действие у всех образ­цов проявлялось по-разному. Отечественный препарат «Аспект-Модификатор» испытывался дважды: сначала в концентрации, рекомендованной изготовителем, затем — с увеличенной втрое.

dhdhudhndhnydhdhndhВ первой колонке (растворение мягких осадков): чем цифра меньше {!), тем способность смывать осадки проявляется силь­нее. Во второй: чем больше цифра отклоняется от нуля (в «плюс» или в «минус» — неважно), тем выше способность смывать твер­дые пленки. Любопытно, что и сам «ноль» здесь необычен — он вовсе не свидетель­ствует об отсутствии моющего действия, а говорит лишь о том, что у препарата это свойство проявляется чуть слабее, чем у остальных, и потому в сравнительной ме­тодике было выбрано за точку отсчета. В третьей колонке все как и в первой: чем меньше цифра, тем выше стабильность грязевого раствора. И наконец, в четвертой — обычный порядок чем больше число, тем больше воды способен препарат впитать. Правда, и здесь требуются пояснения. Связанная вода рано или поздно снова выпадает в осадок, а значит, одним только показа­телем — количеством впитанной воды в процентном выражении — выразить это свойство сложно. Именно поэтому результаты в последней колонке довольно условны: связывающие воду при­садки впитывают до 10% воды, несвязывающие — около 2-3%.

Теперь о результатах. Как бы нам того ни хотелось, определить одного или не­скольких победителей теста не удастся. Присадки оказались разными: одна — эффективнее смывает твердые отложения, другая — мягкие, третья — почти по всем показателям входит в число лидеров, но содержит в своем соста­ве ядовитый метанол, а потому требует очень ос­торожного обращения. Да и правильно ли счи­тать — чем сильнее присадка моет, тем она лучше? Что будет, ес­ли сильно действующее средство залить в старый, много лет немытый автомобиль? Не получится ли так, что изгнанная из бен­зобака грязь закупорит жиклеры карбюра­тора? Чтобы такого не случилось, изготовитель рекомендует использовать присад­ку в определенной концентрации, напри­мер, один флакон на 70-80 л бензина. Но, как показали испытания, даже в этих реко­мендованных концентрациях препараты обладают разной силой. Вот и получается, что правильнее говорить об испытанных пре­паратах не лучший или худший, а жесткий или мягкий. И наглядный тому пример -эксперимент, проведенный с «Аспект-Модификатором». В рекомендованной концент­рации он хорошо смывал мягкие осадки, очень слабо отмывал твердые и при этом показывал высокую стабильность грязево­го раствора. Одним словом, препарат же­стким не назовешь. Но при увеличении концентрации в три раза картина меняется. Полученная смесь показывает рекордно сильное смывание мягких осадков, хорошее — твердых и отличную стабильность раствора. Почти так же будут вести себя и другие присадки при увеличении их концентрации. Выходит, что сила действия того или иного препарата определяется пред­ставлениями производителя о неком оптимальном сочетании необходимых свойств и в идеале должна согласовываться с принципами его использования.

Super gas treatment. »: Jetgo Auto Products Inc. cib 350 мл (рекомендована на 75 л бензина). Результат теста: препарат «средней жесткости» явно выраженных особенностей не имеет.

ЗхА. Изготовитель: Wyhn Oil Company. Емкость 325 мл (рекомендована на полный бак — 40 л бензина). «мягкий» препарат; подойдет для старой машины с сильно загрязненной топливной системой.

First Brands Corp. Емкость: 236 мл (рекомендована на 52 л бензина). рассчитан на постепенное отмывание; подойдет даже для сильно загрязненной машины; хорошо впитывает воду.

Master gas treatment. Изготовитель Master Corp. Емкость 355 мл (рекомендована на полный бак-40 л бензина). Результат теста: сильнодействующий препарат, способный впитывать воду; по совокупности свойств весьма неплох.

STP gas treatment. Super-X gas Treatment. Изготовитель: «X»-Laboratories Inc. Емкость: 355 мл (рекомендована на 75 л бензина). Результат теста: самое сильное моющее средство; на старой загрязненной машине следует быть осторожнее.

'Аспект-Модификатор". Изготовитель: АО «Аспект». Емкость: 320 мл (рекомендована на 240 л бензина). Результат теста: в рекомендованной концентрации -твердый середняк, зато одного флакона хватит на шесть бензобаков.

Наша справка

СПОСОБНОСТЬ связывать воду во многом зависит от происхождения и состава препаратов (бензин, например, как продукт органического характера, на это не способен). В состав присадок вводят специальные поверхностно-активные вещест­ва (ПАВ), способные взаимодействовать с водой и удерживать ее во взвешенном со­стоянии. Как правило, к числу таких ПАВ относят соединения, родственные воде по химическому строению, например спирты.

РЕЗЮМЕ. Лучшим окажется тот препарат, которым вы будете правильно пользо­ваться, учитывая возраст и степень загрязненности своей машины, а также регу­лярность применения подобных присадок. Ведь очевидно, что при их постоянном ис­пользовании чрезмерная концентрация не нужна, а если прибегаете к препарату впер­вые в жизни автомобиля — даже небезопасна. При регулярном же применении промы­вающих средств каждый волен сам определять, как поступать: изредка вливать в бак «убойную» дозу или подливать понемногу на протяжении длительного времени.