Клеим и герметизируем. Технологии

Клей и герметик порой незаменимы в пути: они позволят доехать до места ремонта да­же с пробитым радиатором или бензобаком. Более того, склеенные детали или «жидкие прокладки» нередко переживают заводские. Но инструкции на упаковке не передают многих нюансов в работе, да и неумелое ис­пользование состава порой приносит боль­ше вреда, чем пользы.

КЛЕЙ НА ВСЕ РУКИ

Трудно даже перечислить все узлы, кото­рые можно отремонтировать обычной «эпоксидкой». Причем некоторые дефекты при любом другом способе «лечения» по­требуют немалых затрат. Таковы трещины и пробоины блока и головки цилиндров, под­дона картера двигателя, картеров сцепления и коробки передач, радиатора, коррозия по контуру отверстий в головке цилиндров, из­нос посадочных мест подшипников.

Среди достоинств эпоксидных компози­ций — их водо- , масло- и бензостойкость, твердость, хорошая адгезия к различным поверхностям, незначительная усадка при отверждении, возможность использования при низких температурах. Но в чистом ви­де отвержденные смолы очень хрупки, по­этому в них вводят пластификаторы. Ино­гда они одновременно служат и отвердителем — таковы низкомолекулярные поли­амидные смолы (марки Л-18, Л-19, Л-20). Можно повысить эластичность полимера добавлением в смесь низковязких эпоксидных смол. Так, среди распространенных ЭД-16, ЭД-20 и ЭД-22 первая — наиболее вязкая, перед нанесением ее необ­ходимо подогреть до 60-80°С, а последнюю можно использовать и при температурах около 0°С. Для бытовых нужд предназначены клеи на основе ЭД-20 — с ними можно работать в интервале 20-60°С.

Но помните, что нагревание готовой смеси (смола с отвердителем) сильно ус­коряет полимеризацию, поэтому израсхо­довать горячую смесь нужно как можно быстрее — повернуть вспять химическую реакцию не удастся. Не разводите сразу много смолы (более 100 г), особенно в компактной емкости. Дело в том, что при реакции выделяется тепло, а в большом объеме оно не успевает отводиться и смесь начинает разогреваться сама по себе. Про­цесс ускоряется лавинообразно, и вот жидкая минуту назад смесь внезапно пре­вращается в монолит, а стеклянная банка может даже лопнуть от перегрева. Уж если требуется много «эпоксидки», разводите ее в плоской, лучше металлической емко­сти (например, консервной банке) — так меньше риск саморазогрева.

Чтобы избежать пузырьков, размеши­вайте смесь медленно, не «зачерпывая» воздух. Образовавшиеся пузырьки легко удаляются при нагревании. Никогда не пу­тайте емкости и шпатели для смолы и отвердителя и не смешивайте неиспользован­ные остатки смеси со свежей смолой. Для новой порции клея лучше взять чистую по­суду, иначе в него могут попасть полузатвердевшие комки старой смолы.

Для заделки крупных повреждений эпок­сидную смолу смешивают с наполнителями. Они уменьшают усадку, улучшают теплопроводность, термостойкость, армируют композицию. (Некоторые составы и область их применения приведены в таблице книги В. Башкирцева «Ремонт автомобилей полимерными материалами»).

Cocтав композиции, массовые части

Устраняемые дефекты

Смола ЭД-20-100*

Пластификатор (полиэтиленполиамин) — 20...25 Отвердитель -11... 12 Алюминиевая пудра- 7...10

Течь топливного бака (дефекты сварных швов, коррозия, пробоины), износ посадочного места подшипника до 0,1 мм

Смола ЭД-20-100

Пластификатор (полиэтиленполиамин) — 25 Отвердитель-11... 12 Железный порошок -150. ...200 Алюминиевый порошок -10

Трещины, пробоины блока и головки цилинд­ров, коррозия по контуру отверстий рубашки охлаждения головки цилиндров, износ посадочного места подшипника более 0,1 мм

Смола ЭД-20-100

Пластификатор {полиэтиленполиамин) — 20...25 Отвердитель-11... 12 Железный порошок — 70 Молотая слюда — 80 Алюминиевый порошок-7...10

Трещины, пробоины блока и головки цилиндров, коррозия по контуру отверстия рубашки охлаждения головки цилиндров, трещины и пробоины картеров сцепления и коробки передач

Смола ЭД-20-100

Пластификатор (полиэтиленполиамин) — 25 Отвердитель-11...12 Чугунный порошок-60 Молотая слюда — 30 Газовая сажа — 30

Трещины и пробоины блока цилиндров

Смола ЭД-20-100

Пластификатор (полиэтиленполиамин) — 20...25 Отвердитель — 11 ...12 Молотая слюда- 80...100 Алюминиевый порошок-15...25

Трещины и пробоины радиаторов, трещи­ны и сколы пластмассовых деталей электрооборудования

"ЭД — смола эпоксидная, индекс указывает примерное содержание эпоксидной группы в процентах.

В массивных деталях (блоке, головке ци­линдров, литых картерах) концы трещины засверливают и нарезают в них резьбу, что­бы затем ввернуть резьбовые шпильки для большей жесткости конструкции. Если тре­щина длинная и извилистая, шпильки ввертывают и на ее изломах. Трещину обезжи­ривают, пролив ацетоном. Чтобы смола лучше растекалась, перед ее заливкой де­таль нагревают до 40 0°С. Затем вверты­вают шпильки и после остывания при необ­ходимости устанавливают дополнительную накладку-стяжку на болтах (см. рис.).

dhdhudhndhnydhdhndh190

Для путевого ремонта очень удобна «хо­лодная сварка». Чтобы устранить течь из бензобака или радиатора, достаточ­но отрезать кусочек «колбаски», размять его в руках и залепить дыру — через 20-30 минут можно трогаться. При хорошей под­готовке поверхности заплатка прослужит годы. Тем же составом удается восстано­вить поврежденную резьбу в неответствен­ном месте (крепление крышки головки ци­линдров, поддона двигателя) или сломан­ную колодку электроразъема, уплотнить за­глушку масляной магистрали.

В БЕЗВОЗДУШНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Сегодня все чаще вместо стопорной пла­стины и контргайки резьбовые соединения фиксируют анаэробными герметиками — экономится металл, узел можно сде­лать компактнее да и собирать его быстрее. На воздухе эти жидкости сохраняются года­ми, но стоит им попасть в безвоздушное пространство — между витками резьбы, как они полимеризуются, прочно склеивая детали. Процесс заметно ускоряется под давлением — при затяжке болта или гайки. Небезразличен и материал детали: сплавы меди и никеля ускоряют отвержде­ние, железо, углеродистые стали и цинк почти не влияют на него, а вы­сокоуглеродистые стали, титан и пластмассы — замедляют. Непремен­ное условие применения резьбовых герметиков — отсутствие на резьбе следов масла и влаги. Для этого де­тали тщательно обезжиривают рас­творителем, лучше всего ацетоном — он смывает как масло, так и воду, и быстро испаряется.

Анаэробные герметики подойдут не толь­ко для резьбы, но и для любых деталей с прессовой посадкой, будь то штифт или штуцер бензонасоса или карбюратора. Причем благодаря хорошей проникающей способности достаточно нанести на детали лишь каплю герметика — он свое дело сде­лает. Анаэробные герметики различаются по прочности фиксации. Для разборных со­единений лучше ограничиться младшей и средней группой прочности. Высшая — для ответственных вибронагруженных резьбо­вых соединений или неразборных узлов.