КЛЕИМ БЛОКИ

Известно, что даже, казалось бы, безнадежно поврежденные детали двигателя порой можно восстановить, причем доступным автолюбителю способом. Об одном из приемов ремонта блока цилиндров

Под ремонтом блока обычно подразумевают расточку и хонингование цилиндров до ближайшего ремонтного размера — в большинстве случаев это вызвано износом деталей. Но бывает, что блок внезапно выходит из строя. Из-за механического повреждения од­ной из его стенок, образовавшейся трещины, а то и отверстия. Такое слу­чается при замерзании воды в рубаш­ке охлаждения блока. Лед, занимая значительно больший объем, чем во­да, ломает, будто хрупкую скорлупу, тонкую наружую стенку рубашки охла­ждения — самое уязвимое место блока. Такие трещины варят газовой горел­кой. Предварительно нагревают блок в печи, а после заделки остужают его не менее суток вместе с печью, чтобы шов не лопнул. Там, где долго лежит снег, воду в радиаторы легковушек уже не льют. Поэтому разморо­женные моторы к нам попадают редко (от общего числа их не более 5%). Как правило, это связано с применением под­дельного «Тосола» то есть во­ды, подкрашенной синькой.

Иногда поступают дви­гатели с блоками, повреж­денными при аварии. От удара обычно выламыва­ется кусок стенки в месте крепления кронштейна подвески двигателя. И в этом случае лекарство одно — сварка. Ведь это место весьма ответст­венное.

Гораздо чаще мы ре­монтируем стенки блоков, пробитых шатуном. Это случается, ес­ли двигатель уже сломался — застучал (вкладыши шатуна напрочь разбиты и шейка коленвала свободно болтается в отверстии нижней головки), а его продолжают «накручивать», авось до дома дотянет. Увы, «авось» здесь пло­хой помощник, и мотор «разлетается» еще в пути. А происходит это так. В каждом пятом случае поршень подле­тает выше ВМТ и разбивается о го­ловку блока. Его обломки падают в картер, а шатун, работая как кистень, со всего размаху бьет своей верхней головкой по стенке цилиндра и прола­мывает окно в рубашке охлаждения. Ремонтируют такой блок только гильзованием цилиндра «сухой» вставкой из специального чугуна. Ее запрессо­вывают с натягом в нагретый в печи блок.

В 70% случаев нижняя головка шатуна, деформируясь от ударов коленвалом изнутри, рвется и, слетая с шейки, выстреливает, как из ката­пульты, в стенку блока, пробивая уст­рашающую дыру в нижней его части.

dhdhudhndhnydhdhndh111Ремонт пробитого шатуном блока: 1 — заплата из жести (изнутри и снаружи); 2 — на­полнитель — «холодная сварка»; 3 — болтовое соединение; 4 — блок двигателя.

Но именно такие пробоины отремон­тировать проще всего, даже в домаш­них условиях(мотор, конечно, придет­ся снять и разобрать).

Суть ремонта — заполнить пролом составом «холодная сварка» на осно­ве специальной смолы с теплостой­ким наполнителем (металлический порошок, кевлар и пр.). Такие компо­зиции известных фирм Loctite, Abro, Qualco и др. не дают усадки или даже слегка увеличиваются в объеме при затвердевании, плотно заполняя от­верстия и зазоры в сопрягаемых де­талях.

dhdhudhndhnydhdhndh112Вещдок: орудие «убийства» мотора — разлетев­шийся шатун от застучавшего двигателя рубит окно в блоке за доли секунды.

Наиболее надежно сочетание такого препарата с металлическими заплатами снаружи и изнутри блока. Как это делается? Вначале разде­лываем напильником пролом в стенке, закруглив все острые углы — это пре­дотвратит появление и расползание новых трещин. Затем вырезаем из бу­маги шаблоны заплат, подгоняя их по месту — они должны перекрывать отверстие со всех сторон на 10-15 мм. Потом вырезаем по шаблонам заплаты. Наиболее подходящий материал — кровельная жесть. Об­стучав заплаты молотком прямо на блоке, придаем им форму поверхности с выступами и впадинами под усилитель­ные ребра, отлитые на стенке. Теперь сверлим отверстия под болты М5 или Мб в обеих заплатах и стенке блока по пери­метру пролома, распола­гая их с шагом около 15 мм. Обезжирив раство­рителем отверстие, за­полняем его герметиком «холодная сварка» и стя­гиваем с обеих сторон заплатами. Головки бол­тов должны быть с внут­ренней стороны блока, а гайки — снаружи. Излиш­ки герметика, выдавленные из-под заплат, тщательно удаляем, особенно изнутри блока — они не должны по­пасть в масло. Наружную заплату кра­сим под цвет блока, и — можно соби­рать мотор.

Как показывает опыт, жесткость отремонтированного таким образом блока вполне достаточна, чтобы двигатель мог прожить свою вторую жизнь, иногда не менее долгую, чем первая.