Клеи и герметики

Мы часто сетуем: «Вот и клей купил дорогой, и намазал обильно, а все от­валилось...» Да, склейка и герметизация — дело не простое. О его тонкостях рас­сказывают Б. БОБОВИЧ и Г. МАЛЫШЕВА, сотрудники НИИ автотракторных мате­риалов.

В современном автомобилестроении клеи и герметики применяются чрезвычай­но широко. При изготовлении легкового автомобиля их используют примерно в трехстах точках, в том числе весьма от­ветственных и нагруженных. Эти средства необходимы и в эксплуатационных усло­виях, где они позволяют решать многие проблемы ремонта и обслуживания. Рас­смотрим конкретные примеры.

Серьезное дело — стопорение резьбо­вых соединений, предохранение их от самоотвинчивания при вибрации. Для этой цели незаменимы так называемые ана­эробные герметики. Попадая в узкие за­зоры, куда не поступает кислород из воз­духа, они быстро полимеризуются, прочно связывая металлические поверхности (на открытых поверхностях отверждения не происходит). Для стопорения резьб при­меняют герметики «Унигерм-6», «8», «9» и «11», а также «Анатерм-6» и «8К». Пре­парат наносят на сухие детали, очищен­ные от окалины и ржавчины. Отверде­вает он практически без усадки, поэто­му момент затяжки резьбового соеди­нения при последующей эксплуатации не изменяется.

Анаэробные герметики необходимы и при запрессовке деталей. Так, если соеди­нение плотное, но требуется сделать его намного прочнее (на уровне горячей по­садки), детали следует смазать «Унигермом-7» или «Анатермом-17». Если же по­садочное гнездо заметно изношено, одна­ко зазор еще не превышает 0,1 мм, по­дойдут «Анатерм-68» или «103». При боль­шем зазоре применяют эти же препараты, но предварительно добавляют в них 20— 40 % (по массе) медного порошка.

Другой насущный вопрос ухода за машиной — поддерживать герметичность всякого рода стыков и разъемов. В таких местах обычно стоят уплотнительные про­кладки из паронита, картона или резины. Со временем они стареют, обминаются, и подтяжка крепежных болтов или хому­тов уже не помогает. Особенно часто приходится бороться с подтеканиями, когда при сборке узла использована преж­няя прокладка. В подобных случаях эф­фективно помогают кремнийорганические герметики, получившие бытовое на­звание «жидкая прокладка». Пригодны следующие марки: КЛТ-75Т, ВГО-1, «Эластосил-136-83» и «Автогерметик — прокладка». Они представляют собой вязкую массу белого или серого цвета, кото­рая при взаимодействии с влагой воздуха застывает (самовулканизуется), превра­щаясь в некое подобие резины. Время полного отверждения колеблется от 12 до 48 часов, оптимальная температура — от +20 до +50 °С, хотя процесс идет и на холоде (до —15°С). Получившийся материал выдерживает мороз до —70 °С, нагрев — до +300 °С. Он устойчив к воз­действию воды, масла и ряда органических растворителей.

Наносить «жидкую прокладку» можно двумя способами. Если от соединения требуется только герметичность, то до­статочно на одну из поверхностей забла­говременно положить слой препарата тол­щиной 1—2 мм. Примерно через шесть часов полимеризация слоя заканчивается, образовавшаяся эластичная прокладка позволяет начинать сборку. Если же со­прягаемые поверхности желательно еще и склеить, их обезжиривают, смазывают герметиком и сразу соединяют.

Редко, но бывает, что подтекание жидкости вызвано капиллярными порами или трещинами в корпусной детали. Если размеры микроповреждений не превы­шают 0,07 мм, их устраняют анаэробным герметиком «Анатерм-1у». Препарат отличается хорошей смачиваемостью, легко проникает в мельчайшие поры и затвер­девает в них без усадки примерно за 5 часов при 20 °С. Отремонтированные детали выдерживают температуру от —60 до +250 °С, а по прочности не уступают новым. Если трещина шире 0,07 мм, ее заделывают эпоксидным компаундом, основу которого составляет смола ЭД-18, ЭД-20 или ЭД-22. Отвердителем служат низкомолекулярные полиамиды ПО-300 или Л-20 (40 % от массы смолы), которые обеспечивают повышенную эластичность и хорошую адгезию клея. При необходимо­сти вязкость компаунда можно увеличить введением наполнителя (от 40 до 200 % от массы смолы), скажем, железного по­рошка или алюминиевой пудры (в зависи­мости от материала ремонтируемой дета­ли). Компаунд наносят на очищенную и обезжиренную поверхность, тщательно заполняя трещину.

Следует упомянуть и о такой распро­страненной неприятности, как прогора­ние глушителя. Для заделки поврежден­ных мест целесообразно использовать эпоксидно-кремнийорганический компа­унд К-300 или К-400. Это трехкомпонентный состав, отверждение которого проис­ходит за 24 часа при +20 °С. Чтобы за­делка была прочной, делают заплату из асбестовой ткани, пропитывают ее компа­ундом с двух сторон и накладывают на глушитель.

В заключение несколько рекомендаций по безопасности работ. Помните, что все клеи и герметики в большей или мень­шей степени токсичны и огнеопасны.

Поэтому пользоваться ими надо в помеще­ниях, оборудованных приточно-вытяжной вентиляцией, или на свежем воздухе при теплой и сухой погоде. В ваших интере­сах надеть резиновые перчатки и спец­одежду. В случае попадания на кожу быстро удалите загрязнение тампоном из ваты, смоченным в ацетоне, после чего кожу тщательно протрите горячей водой с мылом.

Несколько слов, что называется, вдо­гонку. Наверняка у многих читателей возникнет вопрос: а где их брать, эти эффективные химические средства? Иро­ния, которая сквозит в таком вопросе, вполне обоснованна. Действительно, мно­гие из названных в статье клеев и герметиков изначально ориентированы на производственное использование. Но сей­час, как известно, многие экономические вопросы решаются по-новому и пред­приятия нередко направляют в рознич­ную торговлю изделия, о которых мы, автомобилисты, прежде и не слышали. Поэтому не исключено, что с какими-то из упомянутых препаратов придется столкнуться и вам. В этом случае знание вопроса принесет практическую пользу.