КИПЯТИЛЬНИК ДЛЯ «ТОСОЛА»

Кому из автомобилистов-северян не приходилось пускать двигатель в суровый мороз — минус 25° и ниже. Сколько нервов на это было потрачено, а главное — сколько двигателей пострадало! В тоже время ни один из традиционных способов предпускового подогрева — с помощью факелов, жаровен с углями, паяльных ламп, примусов и др. — нельзя признать подходящим. Ведь разогретое масло из картера, едва соприкоснувшись с холодными деталями двигателя, вновь остывает и густеет. Подчас не помогают даже фирменные масла, специально предназначенные для низких температур. (К тому же масло в перегретом картере быстро теряет свои свойства.) Об отечественной продукции говорить не приходится.

Выходит, одновременно с маслом необходимо нагревать и «Тосол»...

Наиболее подходящим местом для подогревающего устройства под капо­том «Москвича-2140» оказался шланг, идущий от термостата к головке блока и водяному насосу, то есть образующий малый круг циркуляции жидкости. Те­перь предстояло изготовить подогрева­тель — он показан на рисунке. Подходя­щего размера трубы и стальные пла­стины собрал буквально под ногами, а затем обработал на токарном и фре­зерном станках. К примеру, корпус 5 (см. рис.) был сделан из трубы старого карданного вала ГАЗ-51, а патрубки 1 и 7 устройства изготовлены из обрезков водопроводных труб дюймового (25 мм) диаметра. Шаблоном для их изгиба по­служил штатный (замененный) резино­вый шланг. Пазы под изолированный наконечник электрокипятильника в крышке 2 и во фланце 4 были выпол­нены концевой фрезой, но пригоден и более простой инструмент: сверло, крейцмейсель, зубило, напильник и др. При сборке детали соединены сваркой.

Довольно трудно оказалось загерметизировать изолированный наконеч­ник кипятильника. Термостойких герметиков не нашел, пришлось использовать эпоксидный клей с наполнителем (алю­миниевой пудрой). Перед нанесением клея тщательно обезжирил металл аце­тоном. Результат: за пять лет эксплуата­ции подогревателя соединение не про­пустило буквально ни капли «Тосола».

А через пять лет кипятильник сго­рел. Причиной стала вовсе не «агрес­сивная среда», в которой он работал. Просто зима у нас на Севере долгая, так что пользоваться подогревателем при­ходилось часто. Видимо, он попросту выработал ресурс, после чего я заменил его новым. Кстати, по сравнению с упомянутым выше изобретателем я применил более мощный кипятильник — на 0,7 кВт. Не помешал бы и помощ­нее, но... места под капотом «Москвича» мало, мешает объемистый аккумулятор.

Устанавливая подогреватель на автомобиль, обратил внимание на ма­лый диаметр отверстия выпускного патрубка из рубашки охлаждения бло­ка цилиндров — всего 13 мм. Круглым напильником увеличил отверстие до 22-24 мм. Резиновые шланги системы охлаждения достаточно жесткие, что­бы удерживать подогреватель в вер­тикальном положении без дополни­тельных кронштейнов крепления. Кстати, штатный шланг системы охла­ждения (вместо которого установлен подогреватель) я на всякий случай ос­тавил в багажнике.

dhdhudhndhnydhdhndh2

Предвижу вопрос: а не закипятит ли мой прибор охлаждающую жидкость еще до пуска двигателя? Отвечаю: нет. Нагретый антифриз, расширяясь и «те­ряя в весе», постепенно поднимается в головку блока цилиндров, а тем време­нем снизу, из термостата, через откры­тый байпасный клапан в подогреватель поступает холодная жидкость.

Процесс прогрева длится минут 20-30. Кипятильник, как и положено, подключаю через удлинитель к элект­росети напряжением 220 В. Корпус ав­томобиля при этом необходимо зазем­лить, для чего у меня служит металли­ческая труба диаметром 50 мм, заби­тая в землю иа глубину 1,5 м, и старто­вый («прикуривательный») провод. После прогрева головка блока, впуск­ной коллектор и даже верхний бачок радиатора становятся горячими и дви­гатель практически всегда пускается с первой попытки.

Разумеется, работающий подогре­ватель не следует надолго оставлять без присмотра- Если пользоваться им в гараже, то в электросеть нужно вклю­чить электрические пробки или авто­матические прерыватели, рассчитан­ные на ток не более 6 А. Неплохо обза­вестись и мощными огнетушителями.

Установка подогревателя позволи­ла мне быть уверенным в пуске двига­теля даже при 30-градусном морозе. А вот когда ртутный столбик опускался до -40°С, в дополнение к моему прибору приходилось подогревать масло в дви­гателе примусом «Шмель». При этом я регулярно перемешивал масло с помо­щью пусковой рукоятки. А если вдоба­вок подводил аккумулятор, использовав рукоятку и по прямому назначению. И представьте, заводил «Москвич» даже в такой сильный мороз.