КАК В МАСЛО ГЛЯДЕЛ...

Когда речь идет об отказе в электрике, бортовом компьютере, тормозной системе, специалисты быстро разберутся в проблеме, используя тестеры и диагностические комплексы. Другое дело — оценить состояние пар трения, которых в автомобиле немало — вкладыши, подшипники. Как выявить начало аварийного износа? Ответ найден — по маслу, которое смазывает данный узел. Возможности современных и перспективных методов исследования масла.

Итак, ситуация первая: приобретаем по­держанный автомобиль. Хорошо, если прода­вец назовет вам действительный пробег ма­шины, ее реальную биографию, но нередко перед вами «темная лошадка». Даже если двигатель не стучит и нормально тянет, нель­зя быть полностью уверенным, что он прослу­жит обещанный продавцом срок. Учтите — у неизношенного, но неотрегулированного дви­гателя мощность может значительно снизиться (на 20-30% от номинальной!) -немало поездивший, но хо­рошо настроенный мотор легко его превзойдет! И тут покупателю может помочь диагностика. Вовсе не обя­зательно гнать машину в диагностический центр, нужно всего лишь взять пробы масла и отправить их в лабораторию. Несколько таких есть и в Москве — на­зовем хотя бы фирму «Дэкс» и, конечно, НАМИхим.

Допустим, вы сошлись в цене и продавец не про­тив подарить вам 100 грам­мов масла из картера. Пробы следует брать из прогретого до рабочей температуры двига­теля, не позднее 10 минут после его останов­ки, специальным маслоотборником (в качест­ве шприца маслоотборника можно рекомен­довать шприц для промывки полостей по ТУ 46-631-76 или другое подобное устройство). Если есть возможность, через 100-200 кило­метров пробу неплохо повторить. Зачем две пробы? Первая фиксирует начальную кон­центрацию продуктов износа в масле и служит отправной точкой исследования. Вторая же покажет, возросло ли их количество, и ес­ли возросло, то насколько? Таким образом мы сможем выяснить, насколько интенсивно разрушаются поверхности трения, то есть в какой фазе жизненного цикла находится аг­регат. Добавим, что аналогично можно полу­чить сведения о большинстве узлов автомо­биля, в которые заливается масло (коробка передач, ведущие мосты, раздаточные ко­робки и т.д.). Поскольку в основе данного вида диагностики — индивидуальный подход к каж­дому двигателю, для него попутно можно ус­тановить оптимальную периодичность замены масла, а учитывая состояние — разобраться, какие масла лучше применять, какие присад­ки будут полезны.

dhdhudhndhnydhdhndh9Интенсивность образования продуктов износа при обкатке двигателя.

Представим другую ситуацию: мы на ав­тосервисе, где после капитального ремонта ожидает установки на машину все тот же многострадальный двигатель. Общеизвестно, что после сборки он должен пройти обкатку. На оснащенных станциях есть специальные стенды, на которых возрожденный двигатель сделает свои первые обороты. Естествен во­прос: зачем же его диагностировать — ведь все изношенные детали заменены новыми! Ответ прост — так легче оценить качество са­мой сборки. Рассмотрим простейший график интенсивности появления продуктов износа. На начальном этапе детали прирабатываются друг к другу, поэтому концентрация продуктов износа в масле быстро растет (кривая до точ­ки А). Затем этот рост снижается и становит­ся более стабильным (отрезок кривой после точки А). Известно, что для каждой модели мотора время обкатки примерно одинаково (обозначим его точкой Б). Ну а если время приработки, уже превышено, а интенсивность появления продуктов износа продолжает возрастать (см. участок кривой, обозначен­ный пунктиром)? Можно предположить, что при сборке была допущена ошибка (не вы­держан требуемый зазор, перетянут подшип­ник, возможно, установлена некачественная запчасть). Где и в каком узле кроются воз­можные огрехи, не пора ли менять после об­катки масло, наиболее достоверно ответит только анализ проб масла.

Перейдем к еще одной распространен­ной проблеме. В современных автохозяйствах, где немало автомобилей большой и средней грузоподъемности, потребление мо­торного и трансмиссионного масел, понятное дело, велико. А если есть еще и импортные автомобили, двигатели которых не «перевари­вают» отечественное масло... Технологии спектрального анализа позволяют установить не только остаточный ресурс масла, но и оп­ределить наиболее изношенные детали агре­гатов без их разборки. Регулярная диагности­ка, скажем, при проведении ТО-1, позволит грамотно спланировать сроки очередных про­филактических работ, а также текущего ре­монта. Это, в свою очередь, значительно сни­зит затраты на капитальный ремонт и увели­чит срок службы агрегата.

Допустим, анализ проб масла выявил высокое содержание в нем кремния. Извест­но, что кремний — это пыль (грязь), и ока­заться в масле он мог либо в процессе при­готовления (разливе, перевозке и т.д.), либо через систему впуска, минуя воздушный фильтр двигателя. Таким образом, следует срочно заменить масло и проверить систему очистки воздуха, иначе начнется интенсив­ный износ, приближая тем самым крупный внеплановый ремонт.

Рассмотрим другой случай. Одна из де­талей какого-либо узла из-за неправильной эксплуатации или по причине производствен­ного дефекта подошла к состоянию критического износа. Процесс ее постепенного раз­рушения (агрегат-то работает) повлечет за собой лавинообразный выход из строя сопря­женных деталей, имевших еще довольно зна­чительный ресурс. Когда узел окончательно откажет, ремонт обойдется недешево. А ведь повреждение нетрудно было выявить на ран­ней стадии — по составу частичек, попавших е масло! Затратьте незначительную сумму на своевременную диагностику — и вы избави­тесь от непредвиденных затрат.

Интересное применение методу спект­рального анализа масла нашли некоторые за­падные производители автомобилей, а точнее их сервисные подразделения. При гарантий­ном техническом обслуживании они проводят экспресс-анализ проб масла, взятых из агре­гатов трансмиссии и двигателя. Горе владель­цу, если выяснится, что он заливал присадки, не рекомендованные заводом-изготовителем такую машину сразу снимут с гарантии.

В заключение хотелось бы сказать сле­дующее. Установки, предназначенные для проведения спектрального анализа масла (в России их выпускает завод ЛОМО), — всего лишь инструмент, главное же — корректные методики и опыт их использования, а также накопленная годами статистика. Отрадно, что значительная часть этих методик разработана в СНГ и доступна отечественным исследова­телям и работникам автосервиса.