Как прогревать двигатель

Как лучше прогревать холодный двигатель — на месте или в движении? Этот вопрос снова замелькал в нашей почте. Значит, наступает зима...

Начнем с самого насущного — износа холодного мотора. В свое время на ВАЗе провели испытания, показавшие, что опре­деляющий фактор здесь — время выхода на нормальный тепловой режим. Интересный результат дали специальные дорожные ис­пытания автомобилей по так называемому докторскому циклу. Представьте, что врач зимой целый день посещает больных: про­греваться некогда, и он выезжает почти сразу, пустив холодный мотор. Добравшись до очередного пациента, глушит двигатель, и тот за время посещения каждого больно­го остывает почти полностью...

Вопреки расхожим суждениям, повы­шенного износа двигателя при таком ре­жиме не обнаружилось. Ведь при работе с нагрузкой, в движении, двигатель прогре­вается быстрее, чем на холостом ходу. Между прочим, быстрота прогрева — воп­рос далеко не праздный и для конструкто­ров. Как они его решают, можно понять, сравнив темпы прогрева моторов «Жигу­лей» и «Самары» — у последней намного быстрее.

Другая сторона вопроса — финансо­вая. Прикиньте, сколько стоит бензин, по­траченный на 10, 15, а то и 20 минут бес­полезной работы двигателя на «подсосе». А если каждый день, да не по одному ра­зу? К тому же при этом из-за переобогащения смеси чаще отказывают свечи, а их замена тоже чего-то стоит.

Еще один аспект — экологический: грешно травить атмосферу работающим двигателем! Да еще на богатой смеси, ко­гда вредных веществ в выхлопе прямо-та­ки немерено.

Таким образом, ответ на поставлен­ный в начале статьи вопрос очевиден -прогревать холодный двигатель лучше в движении. Но возникает другой: хорошо ли едется на непрогретом моторе? Оказы­вается, и карбюраторы с полуавтоматами пуска, и системы впрыска настраиваются (для последних есть специальный термин — «калибруются») так, чтобы ездовые свой­ства на холодном двигателе не отлича­лись от номинального теплового состоя­ния. На некоторых иномарках уже давно нет указателя температуры — вполне хва­тает контрольной лампы перегрева.

Единственное «но» в этой ситуации -холодному двигателю не следует давать больших нагрузок и раскручивать его до высоких оборотов. Мотор еще не способен выдать полную мощность, а загустевшая на морозе смазка хуже поступает к тру­щимся парам. Трогайтесь и разгоняйтесь плавно, на пониженных передачах. Если у автомобиля обычный карбюратор, то на­чинайте движение на «подсосе», а по мере прогрева постепенно открывайте воздуш­ную заслонку. Ориентиром послужит при­емистость машины — способность разго­няться без провалов. Если двигатель при троганье или разгоне норовит заглохнуть или чихает, обогатим смесь, потянув «под­сос» на себя. Если работает уверенно, то можно утапливать ее небольшими порция­ми — избыточное обогащение смеси ни к чему. Лишний бензин, попадая на стенки цилиндров, смывает с них смазку — и дви­гатель изнашивается более интенсивно.

Распространенная ошибка водителей в таких ситуациях — включение электро­двигателя отопителя на «максимум». Уж если включать его, то наоборот, на самую малую скорость, пока мотор не прогреется полностью. Во-первых, отопитель в меру своих сил охлаждает двигатель и тем за­медляет его прогрев. Во-вторых, воздух, медленно проходящий через едва теплый радиатор отопителя, успевает чуть боль­ше прогреться, а значит, и в салоне будет теплее. Кстати, на иномарках с системой рециркуляции (и на нашем ВАЗ-2110) на время прогрева двигателя лучше исклю­чить подачу воздуха в отопитель снаружи. Но ненадолго, иначе стекла начнут запо­тевать.

Итак, чтобы после холодного пуска отправиться в путь, нужно лишь неболь­шое время для первоначальной стабили­зации работы систем двигателя — особен­но топливной и смазочной. Какое? Совре­менному впрысковому мотору достаточно поработать после пуска около 30 секунд, этого хватит для последующего уверенно­го движения. У карбюраторного двигате­ля, в зависимости от его особенностей, «подготовительное» время может соста­вить одну-две минуты. Так что после хо­лодного пуска можно трогаться в путь на любом автомобиле уже через пару минут.