Как «прикуривать»

Картина двух сведенных нос к носу автомобилей с протянутыми из-под капотов проводами привыч¬на зимой — в эту пору аккумулятор¬ные батареи начинают капризничать и «звать» на помощь (то есть просят «прикурить») более сильных сороди-чей. Причины тому, как правило, субъективные: у аккуратного владель¬ца машина заводится без посторонней помощи, а разгильдяя, напротив, час¬тенько подводит. В теплую погоду ба¬тарея простит ему все: полдня стоян¬ки с включенными подфарниками, саморазряд по слою пропитанной ки¬слотой грязи на крышке, подсохшие сверху пластины, если уровень элект¬ролита проверяли всего один раз — на заводе и т. д. Но ударивший мороз спросит с нее, замученной, не меньше, чем со свежей — держи, мол, три сотни ампер в течение 10 секунд! А в ответ -пару раз вжик-вжик и тишина...
Впрочем, тот, кто довел аккумулятор до ручки, не обязательно будет бегать по двору с проводами: «всего» тысяча рублей — и проблема снята, а новый ис¬точник питания даже при самом вар¬варском обращении уж год-то продер¬жится... Но иным из «беспечных ездо¬ков» едва хватает на бензин — они по¬пытаются дотянуть до весны со старой батареей. Традиционно ищут доноров электричества шоферы казенных ма¬шин, пошедших «по рукам». И нако¬нец, все больше появляется просто «чайников», даже летом сажающих ак-кумулятор изнурительными попытка¬ми пуска мотора с залитыми свечами. Однако приведенные ниже рекомен¬дации, как надо «прикуривать по нау¬ке», будут полезнее не перечисленным выше категориям водителей, а напро¬тив — тому, кто ДАЕТ «прикурить».
Общее правило таково: давать в по¬мощь свою батарею только для пуска ИСПРАВНОГО двигателя, который не сумели завести исключительно из-за севшей собственной. Поэтому, скажем, запах бензина под капотом должен на¬сторожить — возможно, там перелива¬ет карбюратор (не держит игла), и, безрезультатно прокручивая движок стартером, хозяин вслед за своей бата¬реей посадит и вашу. Древние, окаме¬невшие высоковольтные провода, трамблер, в котором основание преры¬вателя качается ходуном в разбитом подшипнике, заросшая грязью катуш¬ка зажигания — увидев подобное, не стоит и пытаться. Извини, мол, но сна¬чала приведи машину в порядок.
dhdhudhndhnydhdhndh62Порядок подсоединения проводов для «прикуривания» машины с севшей батареей.
Иногда чувство сострадания к ближ¬нему и желание помочь оборачивают¬ся и вовсе крупными расходами — на¬пример, если «прикуривают» машину с коротким замыканием в проводке или стартере. Например, на «Жигу¬лях» силовой провод сечением 16 мм2, идущий от батареи к стартеру, при не¬брежной установке может касаться приемной трубы глушителя — с после¬дующим расплавлением изоляции и замыканием на «массу». Первый при¬знак такой аварии (если, конечно, ма¬шина не полыхнет сразу) — едкий запах продуктов разложения ПВХ и серной кислоты, выброшенной из закипевше¬го аккумулятора. То же самое про¬изойдет и с вашей машиной при по¬пытке подключиться к клеммам зако¬роченной батареи. Бывает, что и стар¬тер, как говорят, «берет на себя» -замкнувший на корпус якорь еле вра¬щается, а ток пропускает огромный, быстро выводя из строя батарею.
Весьма рискованно «прикуривать» машину, в которой при включении за¬жигания стрелки приборов отклоня¬ются, а мощные потребители, напри¬мер фары, работают вполнакала. Такое бывает при трещине внутренней пере¬мычки в батарее, и, следовательно, там, под ее крышкой, возможно возгорание. В самом худшем случае события разви¬ваются так. После подключения прово¬дов от машины-донора исправный мо¬тор легко пускается, батарея начинает заряжаться, идет электролиз, выделя¬ется гремучий газ... При повторном включении стартера в точке соприкос¬новения половинок треснувшей пере¬мычки происходит разогрев до темпе¬ратуры воспламенения и гремит взрыв. Батарея разлетается на куски, а отзывчивый помощник вместе с хозяи¬ном, дико визжа, катаются по земле с ошпаренными кислотой лицами...
Осматривая машину, тем временем расспрашиваем горемыку, как она себя вела. Если стартер бодро крутил про¬мороженный двигатель минуты две, а потом постепенно скис — прощайтесь и уезжайте — эксперимент в повторе не нуждается. Если накануне мотор тро¬ил, чихал, глох на холостых и пускался с трудом — то же самое: дескать, ищи бу¬ксир и дуй на сервис, а мне на работу пора. Не будем насиловать свою бата¬рею и в том случае, если мороз ниже -20°С, а также если просят крутануть мотор намного большего объема, чем у машины-донора. Скажем, шевелить поршнями «Тойоты-Лендкрузер-4,5», где каждый из шести цилиндров почти вдвое больше «жигулевского», — заня¬тие явно не для подольского 6СТ-55А. И, разумеется, не «прикуривайте» ди¬зельный мотор, даже если хозяин будет хныкать и божиться, что тот заведется с «полпинка»... (А почему от своей бата¬реи не завел?) Не стоит связываться с мотором, который не работал больше недели, разве что самому подкачать то¬пливо вручную, убедившись, что по¬плавковая камера наполнилась. И, на¬конец, трижды подумайте, если у вас подержанная впрысковая иномарка. Мало ли что: перегрузка батареи, внут¬ренний обрыв и, как следствие, всплеск напряжения в бортовой сети — там и до пробоя электроники рукой подать. Контроллер стоит $1000 — аккурат пол¬машины, а размер благодарности «при¬куренного» будет куда скромнее...
Но, предположим, условия благо¬приятны: обычный «жигуленок», за бортом минус десять, а под капотом -ослабленный ремень генератора, да и хозяин подтверждает, что последние пару дней «что-то там посвистывало». Стало быть, генератор недозаряжал батарею, а вчера вечером включенные фары ее «высосали». Ну что ж, тогда поделимся электричеством, чтобы че¬ловек спокойно доехал до сервиса.
Концы проводов, подключающих ба¬тарею-помощницу к бортовой сети, обычно подсоединяют в произвольной последовательности и, как правило, все идет нормально. Например, шоферы автобаз «прикуривают» каждую маши¬ну втроем, прижимая концы нарублен¬ных кусков сварочного кабеля к вывод¬ным штырям батарей — искрение неиз-бежно, но тем не менее взрывы аккуму¬ляторов достаточно редки. И все же лучше «прикуривать по науке», сведя риск повредить машину и здоровье к минимуму. Провода должны быть сече¬нием не менее 16 мм2 с мощными зажи¬мами типа «крокодил» на концах, при¬чем не обжатыми на пучке жил кабеля, а надежно припаяными. Порядок их подсоединения показан на фото циф¬рами. Самое ответственное — действие 4, замыкающее цепь. В момент подклю¬чения неизбежен дребезг контакта, а значит и искрение, ведь зарядный ток при работающем двигателе автомоби¬ля-донора составляет десятки ампер. Соответственно, точка последнего под¬соединения выбрана подальше от исто¬чающих гремучий газ батарей — это лю¬бая крепко привинченная к мотору де¬таль, например, натяжная планка гене¬ратора или ушко (крюк) для вывешива¬ния агрегата (так называемый рым).
Очередность первых трех позиций выбрана исходя из того, что безопаснее вначале подсоединить плюсовый про¬вод, чтобы случайно не чиркнуть им по «массе» при подключенном минусовом. А приоритет в предохранении от не¬преднамеренного короткого замыкания отдан, разумеется, машине-донору, чья заряженная батарея может наделать бед, да и ее работающий генератор сжи¬гать ни к чему. Отсоединять провода по-сле пуска двигателя или неудачной его попытки нужно в обратной последова¬тельности — по тем же самым причинам.
dhdhudhndhnydhdhndh63Результат «прикуривания» без «крокодилов» — ис¬крение кабеля на клемме вызвало взрыв банки, хорошо что только одной...
И главное: сразу отправьте хозяина ма¬шины за руль — пусть включает по ко¬манде стартер, а все четыре «крокодила» подсоединяйте ЛИЧНО. Перепутать последовательность еще допустимо, но по¬лярность... Если просто бросить «чайни¬ку» концы и он навесит «крокодил» № 1 на «минус» вместо «плюса», то при под¬соединении зажима № 4 ваш новенький аккумулятор, замкнутый накоротко, мгновенно превратится в 5-киловаттный электрокамин! В лучшем случае дело окончится его заменой, а в худшем -взрывом из-за резкого вскипания элект¬ролита. ... Так что будьте бдительны — ба-тарея не прощает ошибок!