КАК ПРЕДОТВРАТИТЬ РАЗМОРАЖИВАНИЕ БЛОКОВ

Размораживание блоков — довольно распространенная причина выхода из строя двигателей. Обследование, проведенное в умеренно-холодном (г. Москва) и холод­ном (Иркутская обл.) климатических районах показало, что из 2 тыс. двигателей автомобилей, работавших на перевозке строительных грузов в Москве, в среднем у 10 двигателей из 100 причиной отправки в капитальный ремонт (КР) было именно размораживание (табл. 1). У новых автомобилей ЗИЛ-130 только 20 % двигателей достигли нормы пробега до КР, у ЯМЗ-236—42 %, ЯМЗ-238 — 52%. У капитально отремонтированных доля та­ких двигателей еще меньше: 2, 4 и 12% соответствен­но (табл. 2).

При размораживании происходит разрушение блоков цилиндров ЗИЛ-130, ЯМЗ-236, ЯМЗ-238) и головок блока (ЗИЛ-130).

Обследование более 80 тыс. блоков цилиндров дви­гателей ЗИЛ-130, ЯМЗ-236, ЯМЗ-238, поступивших в КР на АРЕМЗ-1 (г. Москва) в 1979...1984 годах, пока­зало, что от 17% (ЯМЗ-236) до 26% (ЗИЛ-130) име­ют различные виды повреждений. Большая часть разру­шений (80 % от их общего числа) приходится на тре­щины рубашки охлаждения блока цилиндров и вызвана размораживанием двигателей (табл. 3).

На Тайшетском ремонтно-механическом заводе (Ир­кутская обл.) число блоков цилиндров двигателей ЯМЗ-238, поступивших в КР с трещинами рубашки ох­лаждения от размораживания, на 40 % больше, чем на АРЕМЗ-1. Это объясняется более продолжительным пе­риодом времени, в течение которого наблюдаются отри­цательные температуры в Тайшете, а также худшими, чем в Москве, условиями хранения автомобилей в меж­сменное время.

Трещины блока цилиндров, кроме снижения жестко­сти, приводят к искажению его пространственной гео­метрии, нарушению правильного взаимного расположе­ния деталей цилиндропоршневой группы и кривошипно-шатунного механизма. Пятая часть блоков цилиндров с трещинами рубашки охлаждения не поддается ремонту и выбраковывается.

Следовательно, для повышения надежности двигате­лей необходимо предотвратить возможность возникнове­ния их разрушений.

Численный расчет, тензометрирование и эксплуатаци­онные испытания позволили установить, что разрушения двигателя не произойдет, если в стенке рубашки охлаж­дения блока цилиндров установить заглушку.

Надежную защиту блока цилиндров и головок блока двигателя ЗИЛ-130 от разрушения обеспечивает одна заглушка диаметром 36 мм, установленная на каждый ряд цилиндров. Оптимальное место для заглушки — зо­на с наружной стороны блока напротив межцилиндро­вой перегородки второго-третьего и шестого-седьмого цилиндров вдоль нижнего посадочного пояска под гильзы.

У двигателей ЯМЗ-236, ЯМЗ-238 головки блока при размораживании не разрушаются, так как в них уста­новлены технологические заглушки. Поэтому для защи­ты блока цилиндров достаточно установить одну за­глушку диаметром 26 мм на каждый ряд цилиндров.

dhdhudhndhnydhdhndh25Стенка блока с заглушкой. а — ЗИЛ-130; б — ЯМЗ-236, ЯМЗ-238; 1 — отверстие; 2 — заглуш­ка; 3 — термохимическая паста

Оптимальным местом их расположения является стенка горизонтального водяного канала с наружной стороны блока напротив второго и пятого цилиндров у двигате­лей ЯМЗ-236, а у двигателей ЯМЗ-238 напротив треть­его и седьмого цилиндров.

Установить заглушки просто. Нужно разметить и подготовить отверстие / (см. рисунок) в стенке блока диаметром 36 мм (ЗИЛ-130) или 26 мм (ЯМЗ-236, ЯМЗ-238); зачистить поверхность блока около отверстия радиусом 100 мм; нагреть блок до температуры 70 °С; зачистить посадочные пояски заглушки 2обезжирить поверхность блока около отверстия радиусом 100 мм к посадочные пояски заглушки; нанести термохимическую пасту 5 на посадочный поясок заглушки и установить ее в отверстие блока; нанести слой термохимической пасты шириной 15 мм на сопряжение заглушка — отвер­стие; выдержать блок при температуре 70 °С в течение 20 мин (за это время термохимическая паста полимеризуется); испытать блок с заглушкой на герметичность. Эксплуатация блока с заглушкой допускается через 24 ч после ее установки. Рекомендуемый состав термохимической пасты в ве­совых частях следующий: эпоксидная диановая смола (ЭД-20) 100; порошкообразная слюда 54; порошкообраз­ная резина 10; порошкообразный алюминий 5; полиэтиленполиамин (НЭПА) 25.

Состав термохимической пасты разработан В. Треть­яковым (БИ, 1984, № 34, АС 1113396).

Если охлаждающая жидкость начинает замерзать, ее объем увеличивается. При этом повышается давление в системе охлаждения, и заглушка выдавливается. До­статочно вновь зачистить посадочные пояски заглушки и отверстия, установить ее на прежнее место и загер­метизировать.