Как подобрать моторное масло для дизельного двигателя грузового автомобиля?

Основным аргументом при выборе масла для ва­шей техники является карта смазки. Как правило, она прилагается к любой технике и оборудованию. Имен­но в этом документе отображены все требования к используемым в оборудовании маслам. Однако, как подобрать масло, когда карта смазки отсутствует?

Для облегчения выбора масла требуемого каче­ства для конкретного типа двигателя и условий экс­плуатации были созданы системы классификации: API/ILSAC, JASO, АСЕА и ГОСТ (для стран СНГ). На се­годняшний день самой распространенной системой классификации в мире является классификация API (American Petroleum Institute — Американский инсти­тут нефти). Именно опираясь на нее можно правиль­но выбрать категорию моторных масел для вашего автомобиля.

Изначально система API делится на три эксплуата­ционных категории:

API S (service) — категория качества моторных ма­сел для бензиновых двигателей. Для каждой новой генерации присваивается дополнительная буква по алфавиту: API SA, API SB и т.д. Последней на данный момент времени является API SM.

API С (commercial) — категория качества мотор­ных масел для дизельных двигателей. Для каждой новой генерации присваивается дополнительная буква по алфавиту: API CA, API CB и т.д. Последней на данный момент времени является API CI-4.

API EC — энергосберегающие масла.

Финский концерн Teboil выпускает моторные масла всех этих категорий, но более внимательно мы рассмотрим масла для дизельных двигателей ка­тегории API С.

Категории API CA, CB, CC, CD, CD+, CDII, СЕ являют­ся на сегодняшний день устаревшими и не использу­ются в современной технике.

Рассмотрим действующие категории, которые были введены начиная с 1990 года.

API CF-4 (1990 г.) — масла предназначены для высо­коскоростных мощных четырехтактных дизельных двигателей с турбонаддувом и без него, устанавли­ваемых на мощных магистральных тягачах.

API CF (1994 г.) — разработана параллельно с кате­горией API CF-4. Масла предназначены для внедо­рожной техники, для двигателей с распределенным впрыском, включая двигатели работающие на топли­ве с содержанием серы более 0,5% от массы.

API CF-2 (1994 г.) — масла предназначены для высоконагруженных двухтактных дизельных двигателей.

API CG-4 (1995 г.) — масла предназначены для высоконагруженных, высокоскоростных, четырехтакт­ных дизельных двигателей грузовых автомобилей магистрального типа использующих топливо с со­держанием серы менее 0,05% от массы и немаги­стрального типа (содержание серы может достигать 0,5% от массы).

API СН-4 (1998 г.) — масла данной категории пред­назначены для высокоскоростных, четырехтактных

двигателей. Отвечают высочайшим требованиям не только американских, но и европейских производи­телей дизельных двигателей. Специально сформули­рованы для применения в двигателях, использую­щих топливо с содержанием серы до 0,5% от массы. Допускается применение дизельного топлива с со­держанием серы более 0,5% от массы.

API CI-4 (2004 г.) — масла предназначены для вы­сокоскоростных, четырехтактных дизельных двига­телей, разработаны с учетом строгих экологических норм.

Практически в каждой категории указывается процентное содержание серы в топливе, при кото­ром масло выполняет свои функции на заданном ин­тервале замены. Показатель содержания серы очень важен. Если в категории указано, что масло работает нормально только при содержании серы до 0,05% от массы, а фактическое содержание серы выше, то ресурс масла падает.

Напомним, что в данное время на российском рынке нефтепродуктов выпускается два вида ди­зельного топлива:

1) с содержанием серы до 0,2% от массы,

2) с содержанием серы до 0,5% от массы.

На основе приведенной информации мы можем сделать вывод, что оптимальными для применения в дизельных двигателях грузовых автомобилей в ре­альных условиях эксплуатации (наше топливо и до­роги) являются масла следующих категорий:

API CF для смешанного парка грузовых автомо­билей с большим пробегом. Этой категории соответ­ствует моторное масло Teboil Serina.

- API CG-4 для дизельных двигателей имеющих большой объем и работающих в спокойном режиме (американские двигатели Cummins, Caterpillar, Detro­it Diesel до 1998 года выпуска). Этой категории соот­ветствует моторное масло Teboil Power D.

API CH-4 для высокоскоростных дизелей, имею­щих большую удельную мощность (двигатели япон­ских и европейских производителей: Nissan Diesel, Hino, Scania, Volvo, MercedesBenz, а также американ­ских двигателей Cummins, Caterpillar, Detroit Diesel с 1998 года выпуска). Данной категории соответствует моторное масло Teboil Power Plus.

В линейке моторных масел Teboil существует мас­ло и категории CI-4: Teboil Super HPD. Данное масло предназначено для европейских грузовых автомо­билей последних годов выпуска, отвечающих стан­дартам Euro-3, Euro-4, стоящих на гарантии, а также для американских грузовиков выпуска 2004 года. Как правило, к таким автомобилям прилагается карта смазки, где оговаривается использование масла только категории CI-4.

После того, как вы определились с категорией масла, обратите внимание на его вязкость.

Все масла, которые представлены на рынке сма­зочных материалов в данное время, классифици­руются по вязкости по одному общепризнанному стандарту SAE J300 (Society of Automotive Engeneers — Ассоциация Автомобильных инженеров США). И не важно, откуда поставляется масло: из Малайзии, из Европы или из США. Везде стоит одна и та же аб­бревиатура — SAE. Изменяется лишь величина вязко­сти: либо это всесезонные SAE 10W-30, 15W-40, либо сезонные SAE 10W, 30, 40. Наиболее благоприятным для двигателя является применение более вязко­го всесезонного масла 15W-40. Оно обеспечивает наилучшее смазывание на разных режимах работы. Препятствием для его использования является лишь температура застывания. У масла 15W-40 она состав­ляет -24/-36 град, (в зависимости от производителя). Однако если двигатель с подогревом или масло вы­держивает низкую температуру застывания, то его применение является наиболее объективным.

При выборе масла следует также обратить внима­ние на наличие у масла одобрения производителей техники. Не стоит гнаться за количеством одобрений, возможно большая их часть для вашего двигателя не имеет никакого значения. Наличия 2-3 одобрений крупных производителей вполне достаточно. Мо­торные масла Teboil имеют одобрения крупнейших производителей техники: MercedesBenz, Volvo, Sca­nia, Renault, MAN и некоторых других.

Если масло имеет одобрение производителя ва­шего автомобиля, то это определенный плюс.

Расшифровка одобрений производителей может стать темой одной из следующих статей.

И все таки прежде всего обратите внимание на карту смазки оборудования. Требования, указан­ные в карте смазки, являются приоритетными, и по­лагаться надо в первую очередь на них. И только в том случае, когда карта смазки отсутствует, вы сами определяете, какое масло вам использо­вать.