Как отворачивать

Если резьба на детали, болте (гай­ке) не заржавела и не повреждена, от­винтить их нетрудно любым ключом. Когда же при умеренном усилии это не удается, не стоит увеличивать его, применяя различные рычаги. Если диаметр детали невелик (до 8 мм), есть риск, не напрягаясь, сломать ее в опасном сечении — там, где начинается резьба. В «жигулях» и «москвичах» мно­гие, снимая передний амортизатор и пытаясь отвернуть приржавевшие гай­ки, неожиданно для себя ломают шес­тимиллиметровые шпильки, приварен­ные к нижнему рычагу подвески.

Поэтому первое, что следует сде­лать, — очистить выступающую часть резьбы тряпкой или металлической щеткой. Затем смочить соединение какой-нибудь легкопроникающей жидкостью типа известной WD-40, керосином или соляркой, способ­ными ослабить сцепление деталей. Только через минуту-другую, вы­брав подходящий ключ, пробуйте отвернуть гайку. Кстати, ослабить соединение нередко удается, посту­кивая по деталям молотком в про­дольном направлении.

Длина стандартных ключей рас­считана так, что приложенного уси­лия взрослого человека должно хва­тить, чтобы надежно завернуть и от­вернуть обычные болты, гайки и т. п. Если же резьба приржавела, а зна­чит, часть тела детали съела ржавчи­на, даже меньшего, чем при затяжке, усилия достаточно, чтобы сломать ее.

Если усилия руки не хватает и отвернуть детали с резьбой диаметром больше 8 мм не удается, в данном слу­чае можно увеличить длину стандарт­ного ключа (то есть плечо прилагае­мого усилия), надев на него отрезок трубы подходящего диаметра. Не сто­ит, проявив "смекалку» удлинять плечо, вставляя зев одного ключа в зев дру­гого. Достаточно незначи­тельного перекоса получившейся «конструкции» как она разваливается и может травмировать руку. Конечно, и для крупной резьбы надо ограничивать усилия. (Один знакомый сломал болт диаметром 12 мм крепления колеса на «Ниве», прыгнув на конец штатного баллонного ключа.)

Когда же никакие ухищрения не по­могают отвернуть деталь, ее нагревают феном, паяльной лампой или газовой горелкой. Расширившаяся при этом на­ружная часть освобождает внутреннюю (кстати, так же поступают, когда не удается выпрессовать цилиндрическую или коническую деталь из гнезда).