Качество маслосъемных колпачков

У этой ответственной детальки — своя история. Начало ее связано с появлением первых «жигулей». Именно тогда для про­изводства колпачков разработали резино­вую смесь 51-1537а-2 на основе акрилатного каучука. Но специально созданный материал был весьма далек от идеала: из-за его недостаточной теплостойкости кол­пачки требовали замены уже через 40-50 тыс. км пробега. Между тем примерно в то же время у нас освои­ли выпуск более совершенной (и бо­лее дорогостоящей) резиновой смеси на основе фторкаучука СКФ-26. Поз­же, в 80-х годах, из нее стали делать колпачки для переднеприводных ВАЗов (деталь 2108-1007027), замет­но превосходившие своих предшественни­ков для «классики» — ВАЗ-2101 ...2107. Ими заменили колпачки зарубежного производ­ства, которыми вначале комплектовались «самары», и поныне их не без основания считают лучшими среди отечественных аналогов, появившихся в разное время.

ИХ БЫЛО ШЕСТЕРО

Проверке в лаборатории НИИ эластомерных материалов подверглись шесть комплектов маслоотражательных колпач­ков, из тех, что чаще всего встречались нам в магазинах. Российские «Резерв» из Самары за 20 руб., черные безы­мянные колпачки (похоже, тоже россий­ские) по 2 руб. за штуку, поддел­ка под «Гётце» за 60 руб., немец­кие SM по 70 руб., французские «Элринг» за 72 руб. — эти продавались «россыпью» по 9 руб. за штуку и немецкие «Гётце» (настоящие) за 195 руб.

В программу экспертизы вошли стан­дартные испытания в перегретом мотор­ном масле М5зЮГ1 (175°С, 72 часа), в ацетоне (20°С, 72 часа), в концентри­рованной  азотной  кислоте  (20°С, 24 часа) и, наконец, в воздушной сау­не (250°С, 5 часов). При этом на каж­дую следующую «пытку» отправлялся не замученный до полусмерти колпа­чок, а новый, еще не нюхавший поро­ху боец из имеющегося комплекта.

Первые результаты теста наме­тились еще до основных испытаний. Проверив качество крепления уплотнительного элемента к арматуре, эксперты выставили твер­дую «пятерку» лишь трем из шести комплек­тов: самарскому «Резерву», французскому «Элрингу» и настоящему «Гётце". При опреде­лении плотности резины немецкие SM и те же «Элринг» с «Гётце» дали понять, что скорее всего только они сделаны из нормального фторкаучука. Остальные — из чего-то другого. Любопытные показатели у под­дельных колпачков «Гётце»: по плотности они заняли среднее положение между тре­мя фирменными изделиями и двумя отече­ственными, но заявка на лучшую, чем у российских колпачков, резину на фоне ни­куда не годного крепления арматуры осо­бого впечатления не произвела.

Более серьезные испытания расста­вили все по местам. После ацетона эла­стичность сохранили только импортные изделия — отечественные несколько за­твердели. Старение в горячем воздухе благополучно перенесли немецкие SM, французские «Элринг» и «Гётце», те, что на­стоящие. Тот же результат при испытани­ях в концентрированной азотной кислоте: трое иностранцев выжили, двое россиян погибли. Промежуточное положение заняла подделка: в кислоте эти колпачки силь­но разбухли, а после извлечения из нее так же сильно усохли и стали хрупкими. Комментировать это можно по-разному: с одной стороны, колпачки потеряли эла­стичность — это плохо, с другой — они все же не растворились — это хорошо. Но са­мым, пожалуй, важным испытанием стала проверка в моторном масле. Именно в этой среде колпачки работают в двигате­ле. Правда, температура масла в нашем тесте не 90-100°С, а 175°С — таково тре­бование методики. И вот результаты: два немецких колпачка, французские и под­делка сохранили эластичность, отечест­венные — незначительно затвердели. Но это не повод для того, чтобы в данном слу­чае категорично разделить образцы на «хорошие» и «плохие»: изменение их массы более показательно. Лучший результат у французских «Элринг» (0,08%), второе ме­сто — у настоящих Тётце" (0,09%), отстав­ших от лидера на величину погрешности измерений, третье место — у немецких SM (0,11%), затем с шестикратной разницей идут поддельные Тётце" (0.68%): на пред­последнем месте с еще большим, почти пятнадцатикратным, отрывом — «Резерв» (9,8%), и замыкают список черные безы­мянные образцы российского происхождения (9,9%). Таким образом, различие в процентном изменении массы у лучшего и худшего образцов в этом эксперименте превысило 120 раз (!).

ПОБЕДИТЕЛИ И АУТСАЙДЕРЫ

Выяснив, на что способен каждый из участников теста, подведем итоги. Первое-второе места безоговорочно поделили «Эл­ринг» и «Гётце». Различия между ними ока­зались сопоставимы с погрешностью изме­рений. Столь же уверенно назовем бронзо­вого призера соревнований — немецкие SM. Этим трем изделиям можно смело до­верить двигатель. А вот дальше все не так однозначно. Занявшие два последних мес­та отечественные комплекты колпачков по своим возможностям схожи с теми издели­ями, что шли на комплектацию классиче­ских ВАЗов (2101 ...2107) и выхаживали там по 40-50 тыс. км. Значит, всерьез говорить об их пригодности можно лишь примени­тельно к заднеприводным моделям ВАЗа.

Отдельная тема для обсуждения — под­делка под Тётце". Они оказались как раз посредине — лучше аутсайдеров, но хуже лидеров нашего теста. Поэтому для «жигу­лей' подойдут наверняка а для «самар» -вероятно. Кстати, единственным видимым отличием попавшей в наши руки подделки

от родных колпачков «Гётце» оказалось тис­нение фирменной эмблемы на прозрачной крышке упаковки — у подделки его нет.

Результаты экспертизы не внушили оптимизма. Не удалось отыскать в магази­нах отечественных колпачков из фторкаучуковой резины, которые идут на комплек­тацию вазовских машин в Тольятти. Не с лучшей стороны показали себя самарские «Резерв», хотя предварительно о них гово­рили в основном со знаком плюс. Или опять подделка? Подделка под «Гётце» во­обще отдельная тема — вся Москва ими за­валена, «родных» почти нет (правда, «чу­жие» все же лучше отечественных). Один из лидеров теста — французские колпачки «Элринг» — были куплены нами «россыпью» без какой-либо упаковки, а значит, запус­тить в продажу подделку под эти изделия мошенникам будет нетрудно. Что ж, по крайней мере, автомобилист, выбирая маслоотражательные колпачки, будет те­перь располагать нужной информацией.