Измеряем...

Без измерительного инструмента не обходит­ся ни одна мастерская. Конечно, иному меха­нику глаз и рука успешно заменяют штанген­циркуль и динамометрический ключ, но чем ответственней мастер, тем меньше он дове­ряет своим органам чувств — ведь они могут подвести. Попробуйте, например, определить диаметр копеечной монеты на глазок — мно­гие ошибутся в полтора, а то и в два раза. Но точный прибор — еще не гарантия точности измерений: надо уметь им правильно поль­зоваться. Рассмотрим самые распространен­ные и относительно доступные.

ЛИНЕЙКА И УГОЛЬНИК

В авторемонте стальную линейку обычно используют не для определения размеров, а в соответствии с названием — как эталон пря­мой линии. Неплоскостность поверхности легко заметить, приложив к ней ребро ли­нейки и разглядывая щель на просвет (фо­то 1). Для этого линейка должна быть доста­точно жесткой (для точных измерений ис­пользуют специальную, двутаврового сече­ния), а прикладывать ее нужно ровно, без изгибов (на фото 2 показан неправильный вариант). Исключение — кузовной ремонт, где порой надо ровно «вывести» криволи­нейную поверхность (ЗР, 2002, № 2 — «Кра­сильня»). Проверяют плоскость в разных на­правлениях: вдоль, поперек и по диагоналям.

Так определяют деформацию головки ци­линдров, фланцев агрегатов (головная боль владельцев «жигулей» и «самар» — привалочные плоскости карбюратора и бензонасо­са). Угольником можно оценить, перпенди­кулярны ли валы и шпильки корпусам соот­ветствующих агрегатов, а по перемещению конца вала относительно стороны угольника — и радиальный люфт вала.

ШТАНГЕНЦИРКУЛЬ, МИКРОМЕТР, ЧАСОВОЙ ИНДИКАТОР

«Штангель» незаменим, когда нужно уз­нать диаметр вала, отверстия, его глубину, толщину стенки трубы. Правда, глубиноме­ром оснащены не все инструменты, а отвер­стия малого диаметра можно измерить, только если концы губок острые и заходят друг за друга (фото 3). Если же они смыка­ются так же, как и основные (фото 4), диа­метр отверстия должен быть больше величи­ны, выбитой вблизи губок (обычно 10 мм, на фото — в кружке); ее же следует прибавлять к показаниям шкалы. Но «узкая специализа­ция», как правило, компенсируется более высокой точностью: цена деления шкалы та­ких штангенциркулей (фото 4) — 0,05 или да­же 0,02 мм против 0,1 мм «универсальных» (фото 3). Для большинства измерений поль­зуются плоской поверхностью губок и лишь для искривленных деталей (например, стен­ка трубы) — их заостренными концами. Глав­ное — прикладывать штангенциркуль без перекоса и не сжимать губки слишком сильно (зажатая деталь должна перемещаться от руки, но не выпадать из губок).

Сложнее с резиновыми изделиями -шлангами, уплотнительными кольцами, сальниками. В этом случае лучше сделать серию измерений и выбрать наиболее досто­верные (часто повторяющиеся). При замере выступа или глубины отверстия ножка глу­биномера должна быть строго параллельна ему; для этого ее прикладывают к стенке (фото 5) или упирают в поверхность торец штангенциркуля (фото 6). Чтобы зафикси­ровать показания, затягивают прижимной винт на рамке (фото 3). Штангенциркуль с зафиксированной рамкой можно использо­вать как калибр при подгонке деталей: «про­ходит — не проходит».

Штангенциркуль — самый ходовой изме­рительный инструмент. Он поможет опреде­лить диаметр и шаг резьбы (ЗР, 2002, № 1, «На ниточке»), размеры подручных калибров (щупов, сверл и т. п.), износ тормозных дис­ков и колодок, нижних шаровых опор «Жи­гулей». При замере толщины тормозного диска учтите, что его край, как правило, об­разует заметную ступеньку, поэтому губки штангенциркуля нужно продвинуть дальше (фото 7).

Микрометром общего назначения (фото 8) отверстия и детали сложной формы не из­мерить, зато толщину пластинки и диаметр вала можно определить с точностью 0,01 мм. Усилие измерения задано трещоточным ме­ханизмом — можно не опасаться «перекру­тить» микрометрический винт. Перед изме­рением проверьте показания прибора на нижнем пределе измерений: для микромет­ров с рабочим диапазоном от 0 до 25 мм достаточно сдвинуть вплотную торцы пятки и микрометрического винта; для микрометров с другими рабочими диапазонами предна­значены установочные цилиндрические ме­ры (фото 8).

dhdhudhndhnydhdhndh229

1 — шкала; 2 — стопорный винт райки; 3 — ножка глубиномера; 4 — губки для измерения внутренне­го диаметра; 5 — основные губки; G — губки для измерения толщины труб и сложных профилей.

dhdhudhndhnydhdhndh2301 — скоба; 2 — пятка; 3 — стебель; 4 — микрометри­ческий винт; 5 — шкала; 6 — барабан; 7 — стопор­ный винт с ключом; 8 — установочная мера

dhdhudhndhnydhdhndh231Измеряем зазор в клапанном механизме «Жи­гулей»: а — щупом нормальной ширины; б — узк­им щупом (неправильно); 1 — кулачок распре­делительного вала; 2 — щуп; 3 — рычаг клапана

dhdhudhndhnydhdhndh232

Для установки микрометра на ноль, придерживая барабан, специальным ключом ослабляем стопорный винт. Затем, поворачивая освобожденный корпус бараба­на, совмещаем нулевое деление на нем с го­ризонтальной линией на стебле микрометра и, придерживая барабан за накатку, снова закрепляем его винтом. При затягивании винта нулевая установка может нарушиться, поэтому снова проверьте ее и при необходи­мости подкорректируйте.

Часовой индикатор (фото 9) позволяет из­мерять перемещения деталей с точностью 0,01 мм. Однако для этого он должен быть жестко закреплен на неподвижном крон­штейне — без оснастки прибор совершенно бесполезен. Удобен кронштейн с магнитным основанием: его можно закрепить почти в любом месте автомобиля. Часовыми индика­торами измеряют зазоры в клапанном меха­низме, биение тормозных дисков, валов, за­зоры в зацеплении шестерен. Применяют их и в других приборах: нутромере (для изме­рения внутреннего диаметра цилиндров), штангенциркуле. Индикатор не терпит грубо­го обращения и плохого ухода: от удара мо­гут смяться или выкрошиться зубья шестер­ни, а попавшая в зазор между ножкой и кор­пусом грязь или загустевшая смазка приве­дут к заеданию ножки и неверным показани­ям. По той же причине нельзя сильно зажи­мать ножку в направляющей — если детали деформируются, индикатор придется вы­бросить.

ЩУПЫ И КАЛИБРЫ

Плоскими щупами (фото 10) измеряют за­зор между клапаном и толкателем (или рыча­гом клапана), контактами прерывателя, шес­тернями — словом, более или менее «пло­ские» зазоры. Для криволинейных поверхно­стей (зазор между заслонкой и камерой кар­бюратора, электродами свечи и т. п.) исполь­зуют круглые щупы. Калибрами проверяют зазоры между деталями сложной формы.

Плоские щупы позволяют измерить зазор очень точно — до сотых долей миллиметра, но лишь при определенном навыке и соответст­вии зазора и ширины щупа (там, где детали могут перекашиваться). Например, зазор в клапанном механизме «Жигулей», измерен­ный узким щупом, может оказаться больше истинного (см. рис.). Если зазор соответствует толщине щупа, последний перемещается в нем с легким защемлением — под действием силы 0,5-1 кгс. Если детали пружинят (например, контакты прерывателя), щуп должен входить с минимальным усилием. Для таких случаев можно использовать два щупа: «проходной», соответствующий нижней границе допуска -он должен входить в зазор свободно, и «непро­ходной» -для верхней границы. Такими же па­рами удобно пользоваться и при работе любы­ми калибрами (в частности, проверять зазор между электродами свечей парой круглых щу­пов, как в «жигулевском» наборе).

Со щупами нужно обращаться аккуратно: беречь от воды и грязи, хранить в промаслен­ной бумаге, не совать в зазор «насильно». Шкурить ржавый щуп или пытаться выпра­вить смятый — все равно, что выстругивать из палки линейку; лучше купить новый. На прак­тике достаточно трех наборов щупов: 0,02-0,1; 0,1 — 0,5 и 0,55 -1,0 мм. Если щупа нужного размера нет, сложите несколько бо­лее тонких, тщательно протерев их поверхно­сти. Самый тонкий щуп, чтобы он не смялся, лучше располагать в середине.

ИЗМЕРЯЕМ СИЛЫ

Динамометрический ключ есть в каждом уважающем себя (и клиента) сервисе. Но дей­ствительно точные и надежные ключи стоят дорого — при разовых работах они не окупятся. Хорошая альтернатива — обычный откалиброванный безмен: подбирая длину рычага, удает­ся всегда работать в оптимальном диапазоне (а погрешности измерений в начале и в конце шкалы могут отличаться в разы). Откалибровать безмен несложно с помощью грузов (на­пример, пластиковых бутылок с водой), взве­шенных на точных весах. Практически доста­точно шага калибровки в 2 кгс.

Измерив длину воротка (ключа), рассчиты­ваем нужное усилие на безмене: например, в инструкции указан момент затяжки 2 кгс-м; если закрепить безмен на расстоянии 25 см от центра ключа, то усилие на нем составит 2:0,25=8 кгс. Длину воротка выбирайте так, чтобы безмен работал ближе к верхнему пре­делу шкалы. При затягивании крепежа следи­те, чтобы усилие было направлено строго перпендикулярно воротку (фото 11). Однако компоновка автомобиля часто мешает этому; в таких случаях у динамометрического ключа неоспоримое преимущество.