ИЗМЕРИТЕЛЬНАЯ СКОБА ДЛЯ КОНТРОЛЯ КОЛЕНЧАТЫХ ВАЛОВ

Известно, что ресурс коленчатых валов автомобиль­ных двигателей в значительной мере зависит от точ­ности обработки их шеек. Специальные наблюдения за работой 250 двигателей различных моделей, прове­денные специалистами Горьковского автозавода, пока­зали, что уменьшение допуска на овальность, конус­ность и седлообразность шеек коленчатого вала с 10 до 6 мкм продлевает период работы вкладышей под­шипников без появления очагов растрескивания и вы­крашивания их рабочей поверхности в 1,5—2 раза.

В ремонтном производстве требования к точности обработки шеек коленчатых валов практически те же, что и при изготовлении новых. Так, допуск на диаметр шеек новых коленчатых валов двигателей ГАЗ-52-04, ЗМЗ-53, ЗИЛ-130 и других составляет 12—13 мкм, а у отремонтированных 20 мкм. Конусность и эллипсность шеек как у новых, так и у отремонтированных валов не должны превышать 10 мкм.

Однако на ремонтных заводах эти требования, как правило, не выполняются из-за несовершенства техно­логической оснастки, применяемой при ремонте, и не­правильного выбора средств измерений для контроля точности обработки шеек.

На ремонтных заводах для контроля точности шли­фования шеек валов используют гладкие микрометры типа МК (ГОСТ 6507—60), паспортная погрешность которых 8 мкм, или скобы индикаторные типа СИ, (ГОСТ 11098—64), паспортная погрешность которых еще больше и составляет 20 мкм. В то же время на автомобильных заводах используют более точные из­мерительные средства: рычажные скобы типа СР, имеющие паспортную погрешность не более 4 мкм, или специальные высокоточные контрольные приспособле­ния.

ГОСТ 8.051—73 «Погрешности, допускаемые при измерении линейных размеров от 1 до 500 мм», опре­деляет пределы допускаемых погрешностей измерений

в зависимости от допусков на изготовление и номи­нальных размеров измеряемых изделий. Так, по этому ГОСТу при измерении линейных размеров от 50 до 80 мм при допуске на изготовление изделия 13 мкм погрешность измерения не должна превышать 4,5 мкм, а при допуске 1-8 мкм погрешность не должна превы­шать 5,5 мкм. Эти цифры говорят о том, что для кон­троля точности шлифования шеек коленчатых валов ГАЗ-52-04, ЗМЗ-53 и ЗИЛ-130, имеющих диаметр шеек до 80 мм, пользоваться микрометрами типа МК и ин­дикаторными скобами типа СИ нельзя, так как их пас­портная погрешность выше погрешности измерений, до­пускаемой ГОСТ 8.051—73, до 2 раз.

Средства измерений, применяемые на автомобильных заводах, удовлетворяют требованиям ГОСТ 8.051—73 и они постоянно совершенствуются.

Метрологическое оснащение ремонтных заводов су­щественно отличается от оснащения автомобильных заводов. Одна из причин этого заключается в том, что значительная часть деталей двигателей имеет, кроме номинального, ремонтные размеры. Это в ряде случаев вообще исключает возможность применения в ремонт­ном производстве типовых средств активного контроля или специального высокоточного измерительного инстру­мента, применяемого в промышленности. Например, на Ярославском и Заволжском моторных заводах используется специальная индикаторная скоба (рис. 1). Ее отличие от стандартных индикаторных скоб состоит в том, что верхняя и нижняя части корпуса 3 скобы свя­заны упругой перемычкой. Жесткость перемычки опре­деляет величину измерительного усилия. Отклонение размера отсчитывается по индикатору 2 типа 1ИГ или. 1М.ИГ. Скоба сравнительно проста в изготовлении и обеспечивает высокую стабильность и точность измере­ний. Но она предназначена лишь для контроля одного номинального или одного ремонтного размера.

dhdhudhndhnydhdhndh251Рис. 1. Индикаторная скоба для контроля точности обработки шеек: 1- шейка вала, 2- индикатор; 3 — корпус скобы. 4 — ручка

dhdhudhndhnydhdhndh252

Рис. 2. Индикаторная скоба для контроля точности обработки шеек валов при их перешлифовке на ремонтные размеры: / — корпус скобы; 2 — индикаторная головка типа 1ИГ или 1МИГ; 3 — ручка; 4 —упор в сборе; 5 — пружинный фиксатор; 6 — вставка; 7 — фиксатор жесткий

Однако шесть ремонтных размеров шатунных шеек и шесть ремонтных размеров коренных шеек у коленча­тых валов двигателей ограничивают ее применение в ремонтном производстве.

С целью расширения функциональных возможностей данная скоба была усовершенствована (рис. 2). Усо­вершенствованная скоба предназначена для контроля четырех ремонтных размеров шеек валов с интервалом 0,25 мм. Она отличается от скобы, изображенной на рис. 1, тем, что снабжена специальной вставкой 6, в которую впаяны четыре твердосплавные пластины. При повороте вставки 6 расстояние Д между губками ско­бы меняется и соответствует одному из четырех ре­монтных размеров. Для настройки скобы применяется ступенчатый эталон. При настройке положение вставки жестко стопорится фиксатором 7.

Новая скоба используется на участке восстановления коленчатых валов Рязанского опытного ремонтного за­вода. Она обеспечивает высокую точность измерений и не требует длительной настройки при переходах на контроль валов различных ремонтных размеров. Скобы аналогичной конструкции могут найти широкое приме­нение в ремонтном производстве.