ИЗ ЛЕТНЕЙ СОЛЯРКИ — ЗИМНЮЮ

не прибегая к помощи экстрасенсов. Возможно ли такое?

Вы, наверное, уже догадались, что речь пойдет не о промышленном произ­водстве столь ценного в наших климати­ческих условиях зимнего дизельного топ­лива. И уж тем более не о новом способе мошенничества. Просто попытаемся по­ставить себя на место водителя грузови­ка, которому в первые морозные дни «не повезло» с топливом. Конечно, факел, при­мус или паяльная лампа у него всегда под рукой, но помучиться все равно придется. А уж долго или нет — зависит от конкрет­ной ситуации.

Попробуем добавить немного опти­мизма. Речь пойдет о специальных препа­ратах — антигелевых присадках к дизель­ному топливу, предназначенных для улуч­шения его «зимних» свойств. Как обычно, в нашем эксперименте приняли участие не­сколько образцов подобных препаратов. Это STP Diesel Anti Gel, K&W Anti Gel, Jet go Diesel Fuel Conditioner, Wynn's Ice proof

for diesel и «Аспект-Модификатор». Такая представительная компания собрана не столько ради определения лучшего или худшего среди них, сколько с целью более полно представить продукты, встречаю­щиеся на рынке.

По мере понижения температуры воз­духа на улице дизельное топливо «пережи­вает» три стадии: вначале мутнеет, затем достигает так называемого предела фильтруемости и, наконец, застывает.

Температура помутнения характери­зует начало гелеобразования содержа­щихся в топливе парафиновых углеводо­родов. Эта характерная температура пос­ле добавления в летнее топливо испытуе­мых присадок почти не изменилась (см. таблицу). Все верно, ведь подобные депрессорные присадки не растворяют па­рафинов и не уменьшают их количества, а лишь связывают их, не позволяя объеди­няться в большие сгустки.

Параметры

Образец

Изготовитель

Температура помут­нения, °С

Температура предела фильтруемости, °С

Температура засты­вания, °С

Дизельное топливо летнее (без присадок)

•5

-7

-13

STP Diesel Anti Gel

First Brands Corp (США)

-7

-IS

-22

K&W Anti Gel

K&W Prod. (США)

-6

-18

-28

Jet go Diesel Fuel Conditioner

Jet go Products Inc. (США)

-6

«

WynnS Ice prool for diesel

Wyrars Belgium N.V.

(Бельгия)

?6

-10 •

-22

'Аспект-Модификатор»

АО «Аспект» (РФ)

?6

?20

-28

Дизельное топливо зимнее (без присадок)

-25*

-15"

-35

* Ветчина ГОСТом не pern

эментируется.

Температура предела фильтруемости — не менее важ­ный показатель. Ведь проблемы возника­ют уже тогда, когда первые сгустки пара­финов начинают забивать фильтры. Пос­ледняя графа в таблице — температура за­стывания — показывает некий теоретиче­ский предел температуры, до которой во­обще может «работать» топливо.

Что же показали испытания? Если у летнего топлива предел фильтруемости -7°С, то при «правильном» добавлении какой-либо из присадок он опускается до -1О...2О°С. Температура застывания при этом снижается с -13° до -22...29°С. Что ж, неплохо. Осталось разобраться, что значит «при правильном добавлении». Оказывается, что необходимо соблюсти не только рекомендованную производите­лем концентрацию препарата, но и темпе­ратуру смешивания! А это значит, что «хи­мичить» следует заблаговременно и «в те­пле», пока проблемы с осаждением пара­финов еще не начались.

Следует отметить еще два важных момента. Во-первых, подобные присадки не позволяют сделать из летнего топлива «настоящее» зимнее (с температурой за­стывания -35°С). Во-вторых, эффект от их использования снижается с температу­рой. Так, попытка сделать из зимнего топ­лива арктическое даст меньший эффект, чем в наших опытах: в лучшем случае уда­стся выгадать 3-5 градусов. Кстати, о при­веденных в таблице цифрах тоже нельзя говорить, что они абсолютны, окончатель­ны и «обжалованию» не подлежат. Эффек­тивность всех присадок зависит от группо­вого и фракционного состава топлива, а он, в свою очередь, определяется сырьем и технологией производства солярки.

Можно бороться с застыванием ди­зельного топлива, добавляя в него керо­син или бензин. Они в состоянии раство­рить некоторое количество парафиновых углеводородов. А можно ли сочетать это народное средство с добавкой описанных присадок? Оказывается, можно. При этом часть парафинов растворит в себе керосин, а еще часть будет связана депрессорной присадкой. Правда, общий эффект окажется несколько меньше, чем вы ожидаете. Однако даже если мы, взяв летнее дизельное топливо, произведем над ним не две, а двадцать две магиче­ские операции, получить из него арктиче­ское все равно не удастся. Для этого при­думаны более действенные промышлен­ные методы.