Инструмент для замены колпачков ВАЗ

Рано или поздно с необходимостью заменить маслоотражательные колпачки клапанов сталкивается каждый владелец автомобиля. Вы сделаете это быстрее и без осложнений, если используете приспособления, о которых рассказывают Росс ТВЕГ и Эдуард КОНОП.

Всевозможных приспособле­ний для установки маслоотражательных колпачков изобретено немало. Но оказывается, более сложно извлечь старый, негодный колпачок. В случаях, когда он плотно (как ему и положено) сидит на направляющей втулке клапана, нужно уметь снять колпачок, не повредив втулку. Обычно автолю­бители действуют отверткой (что далеко не всегда удобно) или пло­скогубцами. Ими сжимают старый колпачок и осторожным враща­тельным движением стаскивают его с выступающей части направ­ляющей втулки. При этом легко обломить эту втулку, выполненную из хрупкого материа­ла. Тогда автолюби­тель столкнется с не­обходимостью демон­тажа головки цилинд­ров — работой куда более трудоемкой.

dhdhudhndhnydhdhndh18Рис. 1. Цанговое приспособление для снятия маслоотражательных колпачков («Жигули», «Нива»): 1 — цанга; 2 — гайка цанги; 3 — гайка упорная.

dhdhudhndhnydhdhndh19Рис. 3. Гайка цанги.

Процесс «рассухаривания» клапанов опускаем: для этого можно использовать известные приспо­собления, имеющие­ся в продаже, или подобные недавно показанным в журна­ле (ЗР, 1996, № 1; 1995, № 10).

Удалить старый колпачок без риска повредить втулку можно с помощью приспособления, по­казанного на рис. 1. Цанга 1 (на рис. 2) на наружной цилиндри­ческой поверхности имеет резьбу М16хО,8, на которую навертывается специ­альная гайка 2 (рис. 3). Предва­рительно цангу движением вниз «защелкивают» на заплечиках колпачка, затем, вращая гайку 2 (имеющую для этого рифленую поверхность), цангу фиксируют на колпачке. После этого на резьбо­вую часть цанги навертывается гайка 3 (рис. 4) до упора ее ниж­него торца в головку блока. При этом колпачок равномерно, без перекосов и больших нагрузок на направляющую втулку, стаскива­ется с нее. В случае необходимо­сти гайку можно вращать, ис­пользуя не только рифленую по­верхность, но и отверстия (диа­метром 4 мм), подобрав подходя­щий вороток.

Другое, тоже интересное при­способление для снятия колпач­ков (оно более удобно в условиях СТО, мастерских и т. п.) показано на рис. 5. Сделано оно из отслу­живших свой срок пассатижей, у которых одна рукоятка отрезана на расстоянии 50 мм от оси шар­нира, а другая изогнута в соответствии с рисунком. К укороченной рукоятке приварен кронштейн 2, в который ввернут на резь­бе стержень 3 с грузом 4 и ограничителем 5 (рис. 6, 7 и 8 соответственно). К губкам приварены захва­ты 1 (рис. 9).

dhdhudhndhnydhdhndh20Рис. 2. Цанга.

dhdhudhndhnydhdhndh21Рис. 4 Упорная гайка.

dhdhudhndhnydhdhndh22Рис. 5. Универсальное приспособление для снятия маслоотражательных колпачков

dhdhudhndhnydhdhndh23Рис. 6. Стержень.

При съеме колпачка его плотно зажимают за­хватами, после чего гру­зом наносят удары по ограничителю.

Данное приспособление уни­версально — если предыдущим удобно пользоваться в основном владельцам «жигулей», то послед­нее более подходит для двигате­лей ВАЗ-2108 и очень многих иномарок, где колпачок располо­жен в углублении головки и доступ к нему затруднен.

При монтаже нового колпачка случается, что именно маслосъемную кромку (собственно сальник) повреждают, неаккуратно надев на стержень клапана. Предотвратить это помогает специальный нако­нечник (рис. 10). Перед монтажом колпачка пружинку с него снима­ют, а надевают уже в конце опера­ции, когда колпачок займет свое место. Не стоит надевать пружин­ку просто руками — есть риск не­заметно ее растянуть и ослабить. Лучше воспользоваться оправкой, как на рис. 11.

Оправка для напрессовки са­мого колпачка на направляющую втулку показана на рис. 12.

dhdhudhndhnydhdhndh24Рис. 7. Груз.

dhdhudhndhnydhdhndh25Рис. 8. Ограничитель.

dhdhudhndhnydhdhndh26Рис. 9. Захват.

dhdhudhndhnydhdhndh27Рис. 11. Оправка для монтажа стяжной пружинки: 1 — маслоотражательный колпачок; 2 — оправка; 3 — пружинка; 4 — стержень клапана.

dhdhudhndhnydhdhndh28Рис. 10. Оправка-наконечник для надевания колпачка на стержень клапана.

dhdhudhndhnydhdhndh29Рис. 12. Оправка для напрессовки колпачка на направляющую втулку клапана.