Инструкция слесаря-моториста

Особый характер работы слесаря-моториста требует от него дисциплинированности, строгого соблюдения технологического режима, правильной эксплуатации оборудования, точного выполнения требований инструкций и правил безопасности.

К испытанию двигателей допускаются мужчины не моложе лет, прошедшие медицинское освидетельствование и техническое обучение с проверкой знаний в квалификационной комиссии, имеющие удостоверение и квалификацию испытателя двигателей (моториста), получившие инструктаж по безопасным методам, приемам работы и по противопожарной безопасности непосредственно на рабочем месте, с отметкой в свидетельстве о получении инструктажа. Повторный инструктаж должен проводиться не реже, чем через мес.

Испытатель двигателей обязан хорошо знать правила использования стенда, его контрольных приборов и органов управления, получить техническое знакомство с электроустановкой, иметь отчетливое представление об опасности электрического тока, знать мер предосторожности при работе на стенде, уметь пользоваться средствами пожаротушения и уметь оказать первую (доврачебную) помощь при несчастных случаях. Испытатель двигателей несет ответственность за правильную эксплуатацию закрепленного оборудования.

К управлению грузоподъемными машинами (электротельфер, кран-балка) допускаются лица, ознакомленные с правилами пользования этими машинами и получившие соответствующее свидетельство.

Слесарь-моторист должен:
• носить на работе чистую, исправную, имеющую клеймо спецодежду, другие средства индивидуальной защиты, к которым относятся специальная обувь, средства индивидуальной защиты от шума (вкладыши «Беруши» или специальные наушники типа В ЦНИИОТ-1);
• содержать рабочее место в чистоте и порядке;
• выполнять только ту работу, которая поручена администрацией и по которой проведен инструктаж;
• не допускать на свое рабочее место посторонних лиц;
• во время работы не отвлекаться от своих прямых обязанностей и не отвлекать других какими-либо действиями и разговорами, не имеющими отношения к работе;
• при эксплуатации оборудования строго соблюдать технологический режим, правильно эксплуатировать оборудование во время его пуска, работы и останова;
• обо всех замеченных на рабочем месте недостатках или неисправностях инструмента, приспособлений и оборудования заявить мастеру или руководителю работ и без его указаний к работе не приступать;
• не оставлять работающее оборудование без присмотра. Уходя с рабочего места даже на короткое время, перекрыть кран подачи топлива, выработать топливо, перекрыть кран подачи масла, выключить зажигание. При уходе с рабочего места обязательно предупреждать мастера или руководителя работ;
• соблюдать правила личной гигиены. Не допускается на рабочем месте принимать пищу, курить. Курить разрешается только в местах, специально оборудованных для этой цели;
• при несчастном случае прекратить работу, сообщить мастеру и обратиться в пункт медицинского обслуживания. Если необходимо, вызвать скорую медицинскую помощь.

Перед началом работы слесарь-моторист должен:
• привести в порядок свою спецодежду. Застегнуть обшлага рукавов и подобрать свисающие концы одежды, надеть головной убор;
• убедиться, что рабочее место находится в чистоте, лишние предметы убрать;
• проверить исправность инструмента, электроустройств испытательного стенда, тормозных установок, контрольно-измерительных приборов;
• убедиться в исправности оборудования, обращая при этом внимание на надежность заземления тормозной установки, разводки по стенду, нормальную работу топливных кранов;
• убедиться в отсутствии утечки топлива в сети и в том, что топливные краны закрыты;
• убедиться в достаточности освещенности рабочего места;
• проверить состояние грузоподъемной машины и убедиться в ее исправности.

Во время работы слесарь-моторист должен:
• перед запуском двигателя закрыть ограждения ременной передачи и кардана;
• при обнаружении дефектов на работающем двигателе остановить двигатель; при этом перекрыть кран подачи топлива, выработать топливо, перекрыть кран подачи масла, выключить зажигание;
• обязательно применять предохранительные и защитные приспособления, предусмотренные технологической картой;
• при испытании двигателей применять инструменты, исправные и соответствующего размера согласно технологии;
• следить, чтобы во время приработки и испытания двигателя его вращающиеся шкивы и механизмы были обязательно закрыты предохранительными ограждениями или защитными решетками. Решетка, ограждающая вращающиеся шкивы, при испытании двигателя также должна быть закрыта. Защитный кожух, закрывающий карданную передачу, должен открываться только при установке и снятии двигателя;
• следить, чтобы в помещениях испытательной станции всегда надежно работала вытяжная вентиляция;
• при перемещении груза в горизонтальном направлении предварительно поднять его на 0,5 м выше встречающихся на пути предметов. Следить, чтобы путь был свободен и груз не мог задеть за посторонние предметы. Сопровождая груз во время передвижения, не ходить под поднятым грузом и не перемещать груз над людьми;
• не оставлять работающий двигатель без надзора даже на короткое время. Во время обеденного перерыва или по окончании работы смены надежно перекрыть топливный кран;
• не допускать прорыва отработанных газов через неплотности соединений;
• при установке двигателя на стенде или при снятии его со стенда соблюдать последовательность операций согласно технологии;
• не разбирать и не ремонтировать двигатель, подвешенный на крюке троса грузоподъемной машины, и не оставлять двигатель в подвешенном состоянии на крюке грузоподъемного механизма.

По окончании работы слесарь-моторист должен:
• по окончании испытания двигателя закрыть топливный кран, доработать до полного израсходования смеси в карбюраторе и выключить зажигание (для карбюраторных двигателей);
• привести в порядок рабочее место, убрать инструменты и приспособления в отведенное для их хранения место;
• сдавая рабочее место сменщику или мастеру, сообщить обо всех недостатках или неисправностях инструмента, приспособлений и оборудования, обнаруженных в процессе работы, и о мерах, принятых по их устранению.
• вымыть руки теплой водой с мылом, принять душ.

При возникновении аварийной ситуации слесарь-моторист должен немедленно остановить двигатель.
Аварийная остановка двигателя производится в следующих случаях:: при пожаре; при хлопках и пламени в карбюраторе; при утечке топлива; при появлении сильных стуков в двигателе; при остановке вытяжной вентиляции выхлопных газов; при отключении Электропитания на стендах; при самопроизвольном увеличении скорость вращения коленчатого вала выше допустимой (3 400 мин-1)

Слесарь-моторист должен выполнять следующие требования по пожарной безопасности:
• знать правила пожарной безопасности, а также уметь обращаться с пожарным инвентарем и правильно использовать его в случае возникновения пожара;
• следить, чтобы на рабочем месте всегда был огнетушитель, ящик с сухим песком, лопата;
• для хранения обтирочных, использованных и замасленных материалов пользоваться металлическим баком или ящиком с герметично закрывающейся крышкой. Ящик должен стоять в стороне от рабочего места;
• в случае возникновения пожара на испытательной станции немедленно перекрыть магистральные трубопроводы подвода топлива, масла и приступить к тушению пожара, одновременно сообщив о пожаре в пожарную охрану;
• если пожар возник на испытываемом и работающем двигателе, то немедленно перекрыть подачу топлива и увеличить частоту вращения коленчатого вала двигателя для того, чтобы дать возможность быстрее израсходовать оставшееся топливо.