ИНОЙ «ТОСОЛ» ЗАПРОСТО ПРОЕДАЕТ БЛОК ДВИГАТЕЛЯ

Домой, в 15-й таксопарк, «Волгу» та­щили «на галстуке» — пробило прокладку головки цилиндров.

Бывает, дело житейское. Когда же из си­стемы охлаждения слили «Тосол», за­правленный четырьмя месяцами ранее, вместо «голубых кровей» водного рас­твора зтиленгликоля из краников жур­чала мутная, бурая жидкость. На вся­кий случай пару литров этой отравы со­брали в бутылку. Сняли головку, а там словно червями изъеденные ее привалочная плоскость и внутренности рубашки охлаждения. Чугунные гильзы, правда, уцелели. К этому времени «не­что» в бутылке выпало в осадок. Когда промыли блок, оказалось, что и стенки его местами проедены насквозь.

Этот «Тосол» покупали к зиме боль­шой партией, сразу на весь парк. Про­верили в других машинах — знакомый осадок. Разобрали второй, третий мо­тор — картина та же. Что же это было?

За ответом обратились к специали­стам. Им передали образцы двух «Тосолов»: № 1, изначально заливавшийся в системы охлаждения, № 2, использо­вавшийся только для долива, и мутную жижу с осадком — бывший антифриз, «обожравшийся» алюминия.

В лаборатории сначала смешали оба «Тосола» в пропорции 1:1, как это было в их реальной жизни. В результате поя­вился осадок — свидетельство взаимной неприязни! А ведь на красочных эти­кетках никаких предупреждений нет. Затем проверили на соответствие ГОСТ 28084 «Жидкости охлаждающие низко-замерзающие. Общие технические ус­ловия». Формально здесь можно упрекнуть: на канистре с образцом № 2 ссылка на него отсутствует. Однако ес­ли по делу, полку «левака» прибыло! Конечно, результаты исследований ин­тересны и дополняют итоги работы, проведенной журналом ранее (см. ЗР, 2000, №12). Но...!

dhdhudhndhnydhdhndh52

<!-- /* Font Definitions */ @font-face {font-family:"Cambria Math"; panose-1:2 4 5 3 5 4 6 3 2 4; mso-font-charset:204; mso-generic-font-family:roman; mso-font-pitch:variable; mso-font-signature:-1610611985 1107304683 0 0 159 0;} /* Style Definitions */ p.MsoNormal, li.MsoNormal, div.MsoNormal {mso-style-unhide:no; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:"«; margin:0cm; margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:none; mso-layout-grid-align:none; text-autospace:none; font-size:10.0pt; font-family:»Arial","sans-serif"; mso-fareast-font-family:"Times New Roman";} .MsoChpDefault {mso-style-type:export-only; mso-default-props:yes; font-size:10.0pt; mso-ansi-font-size:10.0pt; mso-bidi-font-size:10.0pt;} @page Section1 {size:612.0pt 792.0pt; margin:2.0cm 42.5pt 2.0cm 3.0cm; mso-header-margin:36.0pt; mso-footer-margin:36.0pt; mso-paper-source:0;} div.Section1 {page:Section1;} -->

Таксисты, оказывается, не одиноки. Аналогичная ситуация, по слухам, бы­ла в первом автокомбинате, в девятом автобусном парке, в одном из автосало­нов Московской области — эпидемия, словом. Поздно констатировать: этот антифриз (или «Тосол», что привыч­нее) — плохой, а тот — хороший. Сколь­ко ни пополняй «черные» и «белые» списки жидкостей — ничего не изменится. Проблема гораздо шире — в причи­нах.

Обратим внимание — ГОСТ 28084 за­дает лишь общие технические условия на охлаждающие жидкости (ОЖ): ка­кими они должны быть, каким нормам соответствовать, как их испытывать, применять и хранить. Как изготовить, сколько и каких присадок добавить -ГОСТ не регламентирует. Все подроб­ности должны быть записаны в ТУ (тех­нических условиях) и ТР (технологиче­ских регламентах) конкретного изгото­вителя. Что он туда внесет, неизвестно.

Ибо регламент — тайна за семью замка­ми, а с потребителем (автозаводом или, тем паче, автолюбителем) производи­тель может ТУ ныне не согласовывать. В лучшем случае, если, конечно, захо­чет, зарегистрирует их в НАМИ или Госстандарте. В конце концов, можно договориться с приятелем, хозяином соседнего ларька, — была бы печать! Поэтому жидкость может не замерзать при низких температурах, но при этом с аппетитом закусывать деталями дви­гателя, который призвана сохранять. Отсюда первое правило покупки «То­сола»: на этикетке должен быть номер ТУ и, желательно, фраза: «соответству­ет требованиям ГОСТ 28084-89». Только ссылка на ТУ или ГОСТ изготовителя мало к чему обязывает.

Поскольку ГОСТ состав жидкости не диктует, руки недобросовестного изго­товителя развязаны. Можно, напри­мер, вместо этиленгликоля использо­вать диэтиленгликоль (или полигликоли) — разница в цене до 30%. Добавил соды, щелочи, щепотку присадок поде­шевле и готов «Тосол» — ГОСТом ре­сурсные испытания не предусмотрены. Сегодня в нормы уложился — и ладно, а через месяц проверять никто не станет. Кстати, многие компоненты качествен­ного антифриза, например бензойную кислоту, в России не производят. Пусть в Прибалтике, в СНГ — все равно, загра­ница. Следовательно, второе правило покупки — хороший «Тосол» дешевле 75-80 руб. за пятилитровую канистру стоить не может. Третье — обязательны координаты изготовителя на этикетке, указание о совместимости продукта с другими, дата изготовления и срок год­ности.

Увы, ГОСТ не так всемогущ, как ка­жется. При известной сноровке можно соблюсти почти все его требования и одновременно сэкономить на произ­водстве. А что качество будет низким, так это — проблема потребителя, день­ги-то уже заплачены.

Как же система сертификации пропу­скает некондиционный товар? Система-то есть, только в номенклатуре нефте­продуктов, подлежащих обязательной сертификации, разработанной Госстан­дартом России, охлаждающие жидко­сти не значатся. Поэтому остальные до­кументы, определяющие правила про­ведения этой процедуры, на «Тосол» не распространяются! О чем же пишут из­готовители: «Товар сертифицирован»? Во-первых, этиленгликоль — основной компонент «Тосола» — яд. Поэтому сер­тификат может быть гигиеническим. Во-вторых, существует добровольная сертификация — «на год», «на партию». Это бывает выгодно, если жидкость не совсем плоха и разовую лабораторную проверку может выдержать. Тем более, тест проводится на соответствие требо­ваниям документов, определяемых зая­вителем, и по выбранной им схеме (все­го их семь, в зависимости от объема про­верки). Кто же будет приключений ис­кать на свою... шею?

Почему так получилось? В конце восьмидесятых — начале девяностых выпускались три основных типа охла­ждающих жидкостей: марки «40» и «65» ГОСТ 150-52, «Тосол» и «Лена». Соответственно, по разным ГОСТам и ТУ. Решение унифицировать требова­ния, учтя мировой уровень, было ло­гичным. Разработка ГОСТа, про кото­рый мы все время толкуем, стала пер­вым выполненным этапом этой рабо­ты. Затем должны были последовать единые ТУ, регламенты и проч. Но на­грянула эпоха свободного рынка. И по­текла бодяга!

dhdhudhndhnydhdhndh53

<!-- /* Font Definitions */ @font-face {font-family:"Cambria Math"; panose-1:2 4 5 3 5 4 6 3 2 4; mso-font-charset:204; mso-generic-font-family:roman; mso-font-pitch:variable; mso-font-signature:-1610611985 1107304683 0 0 159 0;} /* Style Definitions */ p.MsoNormal, li.MsoNormal, div.MsoNormal {mso-style-unhide:no; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:"«; margin:0cm; margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:none; mso-layout-grid-align:none; text-autospace:none; font-size:10.0pt; font-family:»Arial","sans-serif"; mso-fareast-font-family:"Times New Roman";} .MsoChpDefault {mso-style-type:export-only; mso-default-props:yes; font-size:10.0pt; mso-ansi-font-size:10.0pt; mso-bidi-font-size:10.0pt;} @page Section1 {size:595.3pt 841.9pt; margin:26.95pt 42.5pt 44.95pt 3.0cm; mso-header-margin:35.4pt; mso-footer-margin:35.4pt; mso-paper-source:0;} div.Section1 {page:Section1;} -->

Это раньше гигантов индустрии го­няли по «уставу». Кроме лаборатор­ных, обязательно проводили стендо­вые и эксплуатационные испытания антифриза. И только при отсутствии серьезных замечаний «Тосолу» давали «добро». Кстати, этот порядок никто не отменял. Есть ГОСТ Р 51176-98 «Нефтепродукты. Оформление техни­ческого заключения (допуска) к произ­водству и применению». Только найди­те предпринимателя, согласного по до­брой воле кропотливо отлаживать производство, покупать качественные присадки, организовывать испытания, а потом два года ждать результатов! Поэтому не удивительно, что в списке ОЖ, допущенных без ограничения по времени к производству и примене­нию за последние пять лет, — всего... че­тыре (см. таблицу). А сколько канистр с «тосолами» громоздятся на прилав­ках? В лучшем случае добровольно сертифицированных «на время» или «на партию». Специалисты знают, что замесить ОЖ можно в любой бочке. Был бы этиленгликоль — развел, оптом продал и исчез.

«Хватит, — скажет читатель. — Делать-то что?» Первое, что приходит в голову, — вовсе отказаться от антифриза и пе­рейти на воду. Плохо это — образуется накипь, ухудшающая теплоотвод, корродируют детали. Еще хуже сезонное чередование воды и антифриза. Це­почка незатейлива: присадки «Тосола», взаимодействуя с накипью, быстро превращаются в шлам, «Тосол» стареет раньше срока.

Нет, с антифризом надо дружить. При выкипании (не утечке!) воспол­нять потери, доливая только дистилли­рованную (мягкую) воду, водопровод­ная не годится, ибо жесткая и с хлором. Если изначально голубой или зеленый «Тосол» пожелтел (порыжел) или выпа­дает осадок, немедленно избавляемся от такого «приятеля». Сливаем его и промываем систему охлаждения. Да не водой из-под крана! Уж если деваться некуда, то ее надо прежде прокипятить в эмалированной посуде (цинковая -категорически не годится) не менее 30 мин, чтобы устранить жесткость.

Желательно для смягчения добавить тринатрийфосфат, примерно полста­кана на ведро — он продается в хозяйст­венных магазинах. Заливаем воду в си­стему охлаждения, прогреваем мотор до открытия термостата и даем дорабо­тать минут двадцать. Но до 15% воды остается в системе после слива, продол­жая вредить, поэтому лучше всего взять «Тосол» той марки, которая будет использоваться потом. Слитый антифриз можно еще раз употребить для промывки.

А как же отличить плохой продукт от хорошего? К сожалению, без лабора­торных испытаний — никак! Можно взять с собой в магазин список «тосолов» из нашей таблицы, или прошед­ших испытания «За рулем» (ЗР, 2000, № 12), или допущенных ВАЗом («По­лезные страницы», 2000, «весна-лето»). Покупая ОЖ из последних двух катего­рий, полезно взглянуть на сертификат.

Нашему автолюбителю остается по­желать удачи. Брать с собой ареометр бессмысленно — соответствие по плот­ности, как мы убедились, еще ни о чем не говорит. Полноценные коррозион­ные испытания на кухне тоже не орга­низуешь. Если «Тосол» для долива — смешать его с тем, который в двигателе, и подержать на свету сутки. Если поя­вился осадок, увы, вам не повезло.