Супертаблица сальников

ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТЬ САЛЬНИКОВ

В предыдущем номере был опубликован обзор подшипников, применяемых в автомобилях, который подготовил Антон УТКИН. Сегодня, продолжая тему взаимозаменяемости унифицированных изделий, он рассказывает о сальниках.

Сальник — устаревшее название, сохранившееся с тех времен, когда место соединения вращающихся ва­лов с корпусом уплотнялось пень­кой, войлоком, фетром и т. п., сма­занными салом. Ныне эти детали официально именуют так: «Манжеты резиновые, армированные для ва­лов». Именно этот конкретный вид формованных резинотехнических изделий включен в обзор.

Сальники, в отличие от подшип­ников, являются не стандартизован­ными, а нормализованными издели­ями, то есть унифицированными для отрасли. Они изготовляются на спе­циализированных предприятиях -заводах резинотехнических изделий (РТИ). Заказчиком и иногда разра­ботчиком выступает конкретный ма­шиностроительный завод.

Проектируя новую машину, ме­ханизм, узел, конструктор подбира­ет по каталогу отрасли наиболее подходящий сальник. И поскольку агрегаты одного и того же назначе­ния, рассчитанные на примерно одинаковые нагрузки, имеют одни и те же типоразмеры подшипников, то совпадают и диаметры валов, и посадочных гнезд для них, и, соот­ветственно, сальники. На заводах РТИ применяют в основном два ви­да обозначений.

1.Манжеты резиновые, армирован­ные для валов. Например, 1-20×37-1, где 1 — тип манжеты (количество рабочих кромок); 20 -номинальный диаметр вала; 37 -наружный диаметр манжеты; 1 -группа резины.

2.Манжеты резиновые для валов однокромочные из резины по ОСТ 110454-72. Например, 16x28x6, где 16 — номинальный диа­метр вала; 28 — наружный диаметр; 6 — высота.

Но очень часто маркировку на сальниках определяет завод-заказ­чик. Обычно это номер по каталогу запасных частей в соответствии с единой семизначной системой ну­мерации, по которому определяется модель автомобиля (например, для

МАНЖЕТЫ АРМИРОВАННЫЕ

Размеры, мм

Применяемость: марка, модель машины

Место установки

Обозначение по каталогу запчастей

D

d

h

16

8

7

М. «Карпаты», «Дельта»

Рычаг сцепления

Ш50-1602040

25,1

12

7

М. «Урал»

Педаль и рычаг КП

6204017

26

13

8

ЗИЛ-4314

Ограничитель оборотов

130-1110994

22,15

14,1

5

«Таврия»

Рулевой вал

1102.3401027

30

15

7

М «Урал», «Днепр»

Распредвал

72.01124:6201124

35

15

7

М. «Карпаты, „Дельта“

Коленвал 1 Ш50-1009048

30

16

7

ВАЗ-2108,»Ока"

Шток выбора передач 1 2108-1703042

30

16

7

М. «Днепр»

Педаль переключения КП

МТ-804130

30

17

7,5

М. ИЖ-П, ИЖ-Ю

Коленвал, правый

ИЖ-49 сб. 1-30-30

47

17

10

М. «Восход»

Коленвал, правый 124 000.107.301

34,8

18

9

Лодочный мотор «Нептун»

160.259200

40

18,7

8

«Ока»

Первичный вал КП

1111-1701043

35

19

7

М. «Минск»

Ступицы колес 3112-31176

37

19,3

10

ВАЗ-2101... -2107, -2121

Рулевой вал 2101 -340 1026

32

20

6

М. «Восход»

Вал кикстартера 073.000. 107.801

32

20

7

«Газель»

Рулевой вал 3302-3401022

34

20

8,5

М. «Днепр»

Вал кикстартера 75004122

35

20

10

«Волга», ГАЗ-3307

Рулевой вал 63А-4207115

40

20

10

М. «Урал»

Вал кикстартера ИМЗ-8. 1 01 040-48

Мотоколяска СЗД

Коленвал, правый и вентилятор

32

21

7

М. «Карпаты», «Дельта»

Вторичный вал КП Ш50-1701160

34,5

22

6

КамАЗ

Угловой редуктор РУ 864113

ЗИЛ

ВинтРУ 307600-П

УАЗ

Вал червяка 469-3401069

35

23

6

ЗАЗ, ЛуАЗ, «Москвич-412»

Рулевой вал, вал сошки 965 2403100

400-3401069

36,5

23

6,5

М. ИЖ-П, ИЖ-Ю

Ступицы колес, вал кикстартера ИЖ-П ИЖ-56 сб. 4-27

40

24

7

«Таврия»

Первичный вал КП

245.1701120

42

24

7

АЗЛК-2141

Первичный вал КП

2141-1701033

45

24

10

ЗАЗ, ЛуАЗ

Первичный вал КП

968-1601298

46

24

11

ЗИЛ-4314

Насос гидроусилителя РУ

309777-П

КамАЗ

864121

46

24

13,5

ЗИЛ-4314

Компрессор

120-3509070

38

25

8

М. «Урал», «Днепр»

Ступицы колес

6206162-01

42

25

10

ЛуАЗ

Полуоси

969М-2303100

М. «Тула», «Муравей»

Ступицы колес

45

25

8

ВАЗ-2108

Первичный вал КП

2108-1701043

52

25

6,5

М. ИЖ-Ю

Коленвал промежуточный

ИЖ-Ю сб. 1-14-11

52

25

10

М. ИЖ-Ю

Коленвал. левый

ИЖ-Ю сб.' 1-49

52

25

20

М. ИЖ-П

Коленвал. левый

ИЖ-49 сб. 1-40-3

62

25

8

М. ЯВА-638

Коленвал. левый

273521000917

38

26

7

ЗАЗ-968

Полуось

966-2403100

47

26

10

М. «Восход»

Ступицы колес

40,25

27

7

М. «Восход»

Вторичный вал КП

124.000.192.601

42

28

7

ВАЗ-2108, «Ока»

Коленвал Передний распредвал

2108-1005034

47

28

8

ВАЗ-2101. ... -2107; -2121

Первичный вал КП

2101-1701043

43

28,6

10

ВАЗ-2101. ... -2107; -2121

Вал сошки

2101-3401023

45

30

8

ВАЗ-2101. ... -2107; 2121

Полуось заднего моста

2101-2401034

45

30

7

«Таврия»

Коленвал. передний

2451005034

47

30

10

ЗАЗ (агрегат 30 л. с.)

Картер сцепления

965-1601298

50

30

9

«Москвич-412», ИЖ

Первичный вал КП

412-1701033

52

30

8

ЯВА-638

Коленвал, правый

274521008517

dhdhudhndhnydhdhndh47Однокромочный и двухкромочный (справа) сальники.

ЗАЗ-1102 — 1102-3401027), где впервые был применен данный сальник, и агрегат, на котором он установлен. Иногда на сальнике мо­гут быть указаны его геометриче­ские размеры (например, 45,1×31,5×8,5), то есть вопреки всем нормам в данном случае цифра 31,5 означает не номинальный диаметр вала, а внутренний диаметр сальни­ка в свободном состоянии. (Именно это и нужно чаще всего учитывать, если вы видите маркировку с неце­лыми числами.) В некоторых случа­ях на сальнике вообще может сто­ять, скажем, пятизначный номер по какой-то внутризаводской номенк­латуре. И обязательно должен быть (и почти всегда есть) фирменный знак завода РТИ (основные из них приведены в ЗР, 1992, № 12).

Технические условия на «Ман­жеты резиновые, армированные для валов» изложены в ГОСТ 8752-79. Согласно им эти детали должны ра­ботать при температуре от -30 до +100°С, держать давление до 0,5 атм. при скорости скольжения вала по рабочей кромке до 10 м/с.

Изготовляют армированные манжеты всегда из бензомаслостойкой резины на основе синтети­ческих каучуков СКН (бутадиеннитрильный) или СКФ (фторкаучук). Резина на основе последнего каче­ственно выше, например, может ра­ботать при температурах до +200°С.

Чаще всего такие сальники имеют коричневый цвет.

В представленную здесь таблицу включены почти все сальники внут­ренним диаметром от 8 до 80 мм наиболее распространенных в нашей стране марок автомототехники. Пос­кольку именно внутренний диаметр определяет возможную взаимозаме­няемость, сальники расположены в порядке его возрастания. Внутрен­ний диаметр — номинального разме­ра, то есть обозначает диаметр вала. Свободный внутренний диаметр обычно на 1-4 мм меньше

МАНЖЕТЫ АРМИРОВАННЫЕ

Размеры, мм

Применяемость: марка модель машины

Место установки

Обозначение по каталогу запчастей

D

d

h

52

30

10

ЯВА-638

Вторичный вал КП

273521008617

45,1

32

8

М. «Урал», "Днепр*

Первичный вал КП

7204151,6204152

50,5

32

12

УАЗ

Кулак шарнира переднего моста

69-2401034

44

33

10

«Волга», УАЗ

Вал сошки

20-3401 023-Б

49,25

33,4

9

"Москвич-412', ИЖ

Удлинитель КП, внутренний

402-1701210-04

49,25

33,4

9,5

«Москвич-412»,ИЖ

Удлинитель КП, наружный

400-2402052-05

48

34

10

ГАЗ-3307

Вал сошки

53-3401023

49,4

34

8

М. "Урал', "Днепр-

Вилка кардана

7205033

Мотоколяска сзд

Поводок кардана и задняя ступица

6205033

48

35

7

«Волга», «Газель*

Первичный вал 5-ступенчатой КП

31029-1701043

52

35

9

М. ИЖ, СЗД

Вторичный вал КП

ИЖ-49сб. 1-47-1

57

35

9

ВАЗ-2108,»Ока'

Полуоси приводов, правый

левый

2108-2301034

21-2301035

68

35,8

12

ВАЗ-2101... -2107;-2121

Фланец хвостовика ГП

2101-2402052-01

68

35,8

12

«Нива» обратное направление вращения

Фланцы переднего редуктора и КП

2121-2302052

48

36,7

8

М. «Урал», «Днепр*

Вторичный вал КП

6204157

КМЗ-8157-15204156

52

38

7

„Таврия“, „Ока“

Ступицы задние

1102.3104035

1111-3104035

56

38

10

„Волга“, Газель'

Удлинитель КП

24-1701210

56

40

7

ВАЗ-2101... -2107; -2121

Коленвал передний (2105 — распредвал)

2101-1005034

55

40

7

„Таврия“

Распредвал

245.1006085

57,15

40

10

ВАЗ-2101. ... -2107

Ступицы передние

2101-3103038

58

40

9

ЗАЗ-968

Ступицы передние

966-3103035

60

40

10

'Таврия»

Полуоси приводов

245.2303080

56

41

9

АЗЛК-2141

Фланцы приводов

2141-2303034

55,7

41,2

9

«Москвич-412», ИЖ

Полуось заднего моста

400-2401034-05

Мотоколяска СЗД

Ступица передняя

55,7

42

10

«Москвич-408»;-2138

Коленвал, передний

407-1005034

58

42

10

ЗИЛ-4314

Вал сошки

309754-П

62

42

10

«Москвич-412»,ИЖ

Коленвал, передний

412-1005034-02

62

42

10

ЛуАЗ, ЗАЗ, СЗД

Ступицы задние (ЛуАЗ — все)

965-3104034

62

42

10

ЗИЛ-4314

Первичный вал КП

309827-П

68

42

10

УАЗ

Фланцы хвостовиков ГП и РК

20-1701210

75

42

10

«Волга», Газель"

Фланец хвостовика ГП

12-2402052-Б1

65

43

8

«Москвич-412», ИЖ

Ступицы передние

402-3103035

70

50

10

М. «Урал»

Коленвал

7201025

76

50

9,5

ГАЗ-3307

Вторичный вал КП

51-1701211

80

50

10

Газель"

Ступицы передние

3302-3103038

72

52

10

«Волга»

Полуоси и ступицы

1 2-2401 060-Б

82

54

10

ГАЗ-3307

Фланец хвостовика ГП

51-2402067

70

55

8

«Волга», «Газель»

(16-клапанный двиг.)

Коленвал, передний

406.1005034

80

55

10

«Волга», УАЗ, ГАЗ

Коленвал, передний

53-1005034

76

55,3

8

КамАЗ

Вал сошки

864190

73,15

56

10

«Нива»

Ступицы передние

2121-3103038

82

56

10

ЗАЗ (30 л. с.)

Коленвал передний и задний

965-1005033

80

60

10

КамАЗ

864158

85

60

10

УАЗ

Ступицы колес

3741-3103038

85

60

12

М. «Днепр»

Коленвал

МТ-801190

90

64

10

ГАЗ-3307

Ступица передняя

53А-ЗЮ3046

Газель"

Ступица задняя

90

65

10

ЗАЗ-968, ЛуАЗ

Коленвал, задний

968-1005159

Коленвал, передний

968-1005033

90

65

10

УАЗ-469, -3151

Ступицы колес

3151-3103038

90

70

10

ВАЗ-2101. ... -2107; -2121. «Ока»

Коленвал. задний

2101-1005160

90

70

10

«Таврия»

Коленвал, задний

245.1005160

92

70

16

КамАЗ

Фланцы валов КП,

864176

РК и ГП

864180

100

76

11

«Москвич-408», -2138

Коленвал. задний

408-1005160

100

80

10

ВАЗ-2108 и 16-клапанный дв.,

«Волга», Газель"

Коленвал, задний

2108-1005160

105

82

10

«Москвич-412», ИЖ

Коленвал, задний

412-1005160-02

Условные обозначения:

ГП — главная передача; КП — коробка передач; М. — мотоцикл, мопед; РК — раздаточная коробка; РУ — рулевое управление; обратное направление вращения вала.

Теперь о том, что такое условная взаимозаменяемость. По внутренне­му размеру разница допустима в пределах 1 мм. При этом, если диа­метр больше, чем нужно, сальник бу­дет держать меньшее давление в герметизируемой полости, а если меньше, возможен быстрый износ рабочей кромки и даже термическое разрушение резины (в узлах с высо­кой частотой вращения вала). Если наружный диаметр меньше требуе­мого, наиболее простое решение при замене — выточить из металла пере­ходное кольцо с учетом натягов при посадке в гнездо и при запрессовке сальника. Обратный вариант замены гораздо сложнее, ибо приходится растачивать гнездо в детали меха­низма под сальник большего диа­метра. Высота (толщина) сальников, вообще говоря, параметр второсте­пенный, ибо при необходимости ее можно корректировать установкой дистанционных шайб. Почти абсо­лютно взаимозаменяемыми можно считать парные сальники, установ­ленные «пакетом» один за другим, и сальники со спиральной рабочей кромкой, предназначенные для раз­ных направлений вращения. Ну и, разумеется, надо учитывать, что ус­тановка однокромочного сальника вместо двухкромочного повышает вероятность потери герметичности.

Также надо учитывать и качество изделий разных РТИ. Скажем, саль­ники Балаковского завода, идущие на ВАЗ, гораздо лучше стоящих на «Таврии» или на многих марках мото­циклов. Впрочем, ситуация в наше время может быстро меняться (на­пример, какой-нибудь автозавод найдет поставщика на Западе).

В заключение хотелось бы от­метить универсальность предлагае­мой таблицы. Она представит инте­рес не только для владельцев выпу­скаемых у нас автомобилей, но, мо­жет быть, в еще большей степени для владельцев иномарок, устарев­ших машин, для самодеятельных конструкторов разного рода меха­низмов и особенно для мотоцикли­стов, которые испытывают в наше время гораздо больший дефицит запчастей, чем автолюбители.