ФУТЛЯР ДЛЯ БАТАРЕИ?

«На своем автомобиле я поместил акку­мулятор в теплоизолирующий футляр, сде­ланный из пенопласта. В нем батарея мед­леннее охлаждается, а стало быть отдает больше энергии, чем открытая. Почему же так не делают на заводе?» Вопрос, с кото­рым обратился в редакцию А. Бурковский из Краснодарского края, наверно, небезынте­ресен для многих автолюбителей. Мы по­просили ответить на него заведующего ак­кумуляторной лабораторией НИИавтоприборов Н. КУРЗУКОВА.

Оптимальная температура, при которой батарея может отдать наибольшую (номи­нальную) емкость, составляет +25° С. Во вре­мя зарядно-разрядных процессов выделяется тепло, способное нагреть ее выше допусти­мого предела (+45° С). Поэтому батарею рас­полагают на легковом автомобиле так, чтобы она обдувалась встречным потоком воздуха во время движения и возможно меньше подвергалась нагреву от двигателя.

Если батарею закрыть, то летом при работе она будет быстро перегреваться, электролит начнет «кипеть», а пластины коробиться и разрушаться. Кроме того, интенсивно вы­деляющиеся из нее газы в замкнутом объ­еме футляра образуют взрывоопасную гре­мучую смесь.

Зимой батарея в теплоизолирующем фут­ляре будет остывать, конечно, медленнее, но если автомобиль хранится на улице, через 1-1,5 суток она приобретет температуру окружающего воздуха. Во время работы двигателя «замерзшая» батарея почти не бу­дет нагреваться теплом, которое он выделяет, что, конечно, отрицательно скажется на ее работоспособности.

Таким образом, если уж делать футляр, то только для зимы. Но при этом он должен быть кислотостойким, вентилируемым, от­крываться при работе двигателя и закрывать­ся на время стоянки. Для водителя это озна­чает, что придется постоянно следить за тем­пературой батареи и предпринимать необхо­димые действия, дабы не допустить ее пере­грева и преждевременного выхода из строя. Обеспечить выполнение таких требований может только автоматическое устройство, которое, если его делать, получится доволь­но сложным и дорогим, поскольку должно содержать датчик температуры, исполни­тельный механизм и контрольно-сигнальные приборы.

В средней климатической полосе нашей страны пуск двигателя современных легко­вых автомобилей обеспечивается и зимой без предварительного подогрева батареи. Важно только, чтобы степень ее заряженности постоянно была не ниже 75%. А это значит, что надо следить за плотностью и уровнем электролита, исправностью цепи заряда на автомобиле и вовремя подзаря­жать батарею от стационарного устройства, если при пуске двигателя расход электро­энергии превышает ее поступление во время поездок.