Флюсы для наплавки деталей двигателей

В ремонте большой эффект может быть получен от применения новых материалов и покрытий.

Автором этой статьи были исследо­ваны композиции наплавленного ме­талла вида углерод — хром — марга­нец—титан (0,61% С; 1,4% Сг; 0,13% Тц 1,27% Мп; 0,76% 5;) и уг­лерод — хром — марганец — молибден (0,52% С; 0,98% Сг; 1,48% Мо; 1,15% Мп; 0,47% 5;).

Разработанные составы легирующих флюсов (93,6% флюса АН-348А, 2,4 графита, 2,5 феррохрома, 1,5 фер-ротитана и 92,65 флюса АН-348А, 2,1 графита, 2,5 феррохрома, 2,75 фер­ромолибдена) позволили восстанавли­вать изношенные детали с высоким качеством и работоспособностью по отношению к стали 45, закален­ной т. в. ч.

.Длительные эксплуатационные ис­пытания восстановленных наплавкой коленчатых валов двигателей автомо­билей ЗИЛ-164 и ЗИЛ-130 подтвер­дили экономическую целесообразность их восстановления. Внедрение новых легирующих флюсов на Оренбургском авторемонтном заводе позволило по­лучить экономический эффект более 12 тыс. руб. в год.

Наилучшие параметры наплавки по­лучены на режиме: напряжение II =а =26—28 В; ток /==180—190 А; ско­рость наплавки 20—25 м/ч в этом случае обеспечивается легкая отдели­мость шлаковой корки, .хорошее фор­мирование наплавленного металла, отсутствие дефектов (пор, раковин, надрезов, несплавлений и т. д.) в на­плавленном металле и в зоне сплавления.

Наплавка деталей производилась проволокой ПК-2 диаметром 1,8 мм при обратной полярности тока. На­плавочная головка УАНЖ-6 была укреплена на суппорте токарного станка 1А62.

Технология наплавки и технология приготовления легирующего флюса не отличаются от применяемой на ре­монтных заводах согласно рекоменда­циям НИИАТ.

Проведенные исследования (микро­структурный и рентгеноструктурный анализы) позволили выяснить влияние таких легирующих элементов, как титан и молибден на структуру, твер­дость, износостойкость и другие свой­ства наплавленного металла.

При добавке титана полученная микроструктура представляла собой мартенсит с мелкодисперсными карби­дами, игольчатая структура которого сильно выражена, что говорит о боль­шой напряженности такой структуры, вызванной растворением атомов тита­на в кристаллической решетке а-железа по типу твердого раствора заме­щения

Добавка молибдена вызывала мень­шее искажение кристаллической ре­шетки. структура представляла собой мелкоигольчатый мартенсит г; равно­мерно распределенными (в основном по границам зерен) карбидами.

Механические испытания наплавлен­ного металла показали высокое зна­чение его предела прочности, соответ­ственно НО » 93,5 кгс/см3, а проч­ность сцепления наплавленного метал­ла с основным 85,2 » 80,3 кгс/см3 (см- таблицу)., Также высокие пока­затели были получены при испытании , наплавленных образцов на усталостную прочность при симметричном знакопеременном изгибе

Некоторые механические характеристики сплава

Соста» «игм

Твер­дость, НКС

Предел проч­ности наплав­ленного ме- . талла, кгс/мм'

Прочность сцепления на­плавленного металла с ос­новным, кгс/мм2

Предел выносли­вости, кгс/мм2

Относи­тельная износо­стойкость деталей,%

С добавкой титана С добавкой полни-

61, в

58,5

Ц0,0 93,5

85,2 80,3

.18,6 20,9

150 240

Вез добавки титана к молибдена . . . Сталь 45, закален-

52,0 6&.0

74,0

73,0

15,0 21,0

70 100

Добавка в сплав молибдена повы­сила предел выносливости на 45%, а титана на 12.5%, по сравнению с усталостной прочностью образцов наплавленных без их добавки.

Натурные испытания наплавленных деталей автомобилей (коленчатых ва­лов, распределительных валов, валов коробки передач я других деталей бо­лее 20 наименований) показали, что их ходимость увеличивается в 1,5— 2,5 раза по сравнению с новыми де­талями.

Таким образом всесторонние иссле­дования показывают, что применение новых флюсов с добавкой ферротитана или ферромолибдена позволяет не только восстановить работоспособ­ность изношенных деталей, но и боль­шинстве случаев значительно улучшить ее, что позволяет рекомендовать их широкое применение для ремонтов деталей автомобилей.