ЕСЛИ БОЛТ СЛОМАЛСЯ

Когда остаток выступает над по­верхностью детали, чтобы лучше ух­ватиться за него, в зависимости от удобства подхода делают напильником две лыски для ключа (тисков) или на­девают и приваривают гайку, а в бол­тах или шпильках малого диаметра ножовкой прорезают шлиц под отверт­ку. Все это, конечно, может помочь по­сле того, как резьбу предварительно хорошо отмочили и простучали.

dhdhudhndhnydhdhndh148Фото 3. Приспособление для перекусывания гайки.

Если оставшийся в отверстии об­ломок ничем захватить не удается — его удаляют так. По оси сверлят от­верстие диаметром на 0,5-1 мм мень­ше внутреннего диаметра резьбы. При размерах 8 мм и больше отверстие легче разделывать в два-три приема, на­чиная со сверла диа­метром 3-4 мм. Если есть левый метчик (нарезающий левую резьбу), можно ввер­нуть его в образовав­шееся глухое отвер­стие: уперевшись в дно, он начнет выво­рачивать остаток де­тали. Нет метчика -удалите остаток ши­лом, чертилкой или другим острым пред­метом, постепенно выковыривая нитки резьбы. Сделать это будет тем легче, чем тоньше оставшаяся стенка, то есть чем ближе диаметр от­верстия к внутренне­му диаметру резьбы.

Кажущаяся труд­ной, эта работа на самом деле доступна любому челове­ку, умеющему обращаться с дрелью — ручной или электрической. Успех за­висит только от того, насколько соосно будет просверлено отверстие. Зна­чит, надо постараться точно накернить остаток по центру и правильно дер­жать дрель.

Гайку, которую невозможно от­вернуть и нет необходимости сохра­нять, срубают зубилом. Очень удоб­но разрезать гайку приспособлени­ем, выпускаемым некоторыми фир­мами — так называемым гайкорубом (фото 3).

В автомобиле, кроме болтов, часто ломаются штуцера, например, когда их отворачивают для прокач­ки тормозных цилиндров. Остатки обычно выворачивают, забив в их отверстия трехгранный шабер или напильник.