ЭКСПРЕСС МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЗАГРЯЗНЕННОСТИ ДИЗЕЛЬНЫХ ТОПЛИВ

Загрязнения в дизельном топливе приводят к преждевременной забив­ке топливных фильтров, к повышен­ному износу прецизионных деталей топливной аппаратуры.

Поэтому дизельные топлива для автотракторных двигателей по ГОСT 305—73 и ГОСТ 4749—73 считаются годными к применению, если механи­ческие примеси и вода в них отсут­ствуют. Определение содержания за­грязнений в дизельном топливе должно осуществляться методами по ГОСТ 6370—59 (механические приме­си) и по ГОСТ 2477—65 (содержание воды). По ГОСТ 6370—59 содержа­ние механических примесей менее 0,005% принимается за отсутствие механических примесей, а по ГОСТ 2477—65 содержание воды менее 0,03%—за отсутствие воды. Указан­ные методы определения загрязнен­ности топлива трудоемки, требуют применения специального лаборатор­ного оборудования, включая аналити­ческие весы, что затрудняет их при­менение в условиях автотранспорт­ных предприятий.

Вместе с тем исследования загряз­ненности дизельного топлива в авто­транспортных предприятиях показы­вают, что в системах питания дизель­ных автомобилей загрязненность топ­лива значительно превышает допу­стимые нормы. В связи с этим в условиях автотранспортных пред­приятий необходимо иметь экспресс-метод определения загрязненности дизельного топлива, не требующий как специального лабораторного обо­рудования, так и специально обучен­ного персонала.

До настоящего времени единствен­ным экспресс-методом контроля чи­стоты топлив в условиях эксплуата­ции являлся визуальный метод, по которому производился просмотр в проходящем свете пробы топлива,

отобранной в прозрачный сосуд. Та­кое определение загрязненности не может удовлетворить требований экс­плуатации к чистоте дизельного топ­лива, так как невооруженный чело­веческий глаз способен обнаружить частицы размером 20 мкм и более, а взвешенные в дизельном топливе частицы механических примесей и капельки свободной воды имеют зна­чительно меньшие размеры.

В настоящее время для экспресс-контроля загрязненности топлив для реактивных двигателей начал приме­няться прибор ПОЗ-Т. В этом при­боре использован принцип дифферен­циальной фильтрации точно дозиро­ванного количества топлива через мелкопористый материал. Прибор ПОЗ-Т с индикаторными элементами выпускается заводом 31 Мини­стерства гражданской авиации.

dhdhudhndhnydhdhndh7Прибор ПОЗ-Т (см. рисунок) со­стоит из шприца-дозатора 1 объемом 50 см3, выполненного из нержавею­щей стали; датчика 2 из оргстекла и механизма открытия и закрытия дат­чика 3.

Датчик прибора состоит из непо­движной и подвижной частей, имею­щих топливные каналы. Неподвиж­ная часть датчика соединена с кор­пусом дозатора, подвижная часть соединена с механизмом открытия и закрытия датчика. Вес прибора — 225 г.

Информация о загрязненности топ­лива фиксируется в виде отпечатков на сменном индикаторном элементе, который состоит из двух слоев ленты НЭЛ-4 (ТУ № 22-05—71), сваренных по одному краю.

Первый слой со стороны входа топлива в датчик (белый) является индикатором механических примесей; второй слой (желтый)—индикатор свободной воды.

Материал индикаторного элемента обладает высокой пористостью (98%), незначительным гидравличе­ским сопротивлением и способен за­держивать частички загрязнений раз­мером 2—3 мкм. Осаждаясь на пер­вом, белом, слое индикаторного эле­мента, механические примеси дают отпечатки, интенсивность которых за­висит от загрязненности топлива.

Для обнаружения в топливе воды (свободной) первый слой индикатор­ного элемента пропитан солью серно- кислого железа, второй слой пропи­тан красной кровяной солью. В угле­водородной среде эти соли между со­бой не реагируют, а в присутствии воды дают голубые отпечатки разной интенсивности, которые проявляются на желтом фоне второго слоя инди­каторного элемента.

Схема работы прибора ПОЗ-Т:1 — шприц-дозатор; 2 — датчик; 3 — механизм открытия и за­крытия датчика

Индикаторный элемент перед ана­лизом топлива вставляют в разъем датчика прибора и фиксируют при помощи механизма закрытия датчи­ка. Анализируемое топливо наливают в чистый химический стакан или в крышку футляра прибора. Затем дат­чик прибора погружают в анализи­руемое топливо и производят посте­пенное всасывание топлива. Во избе­жание подсоса воздуха необходимо следить, чтобы датчик в течение все­го времени всасывания был пол­ностью погружен в топливо.

Содержание в топливе механиче­ских примесей определяется по ин­тенсивности трех отпечатков на пер­вом слое индикаторного элемента от светло-серого до светло-коричневого цвета. Содержание воды (свободной) определяется по интенсивности трех отпечатков на втором слое от свет­ло-голубого до голубого цвета.

Нами были проведены испытания прибора ПОЗ-Т для определения за­грязненности дизельного топлива в условиях автотранспортных пред­приятий. Испытания проводились на филиале № 3 автокомбината № 22 Мосстройтранса и в автоколонне № 1375. Пробы дизельного топлива отбирались на всем пути прохожде­ния топлива, начиная от топливораздаточных колонок и до топливных насосов высокого давления дизель­ных двигателей. В пробах топлива проводилось параллельное опреде­ление загрязненности топлива стан­дартными методами и с помощью прибора ПОЗ-Т. Содержание механи­ческих примесей определялось по ГОСТ 6370—59 и ГОСТ 10577—63, а содержание воды по ГОСТ 2477— 65 и ГОСТ 8287—57.

Содержание воды (свободной) для каждого образца топлива определя­лось как разность между значением содержания воды, определенным по ГОСТ 8287—57, и значением предель­ной растворимости воды при 100% влажности.

В результате проведенных испыта­нии разработана методика определе­ния загрязненности дизельного топ­лива в условиях автотранспортных предприятий.

По результатам статистической об­работки определений загрязненности дизельного топлива получены эта­лонные отпечатки на соответствие по чистоте ГОСТ 305—73 и ГОСТ 4749—73.

Эталон на предельное содержание механических примесей состоит из трех светло-серых отпечатков. Эта­лон на предельное содержание воды (свободной) состоит из трех отпе­чатков голубого цвета.

Для определения загрязненности дизельного топлива прибором ПОЗ-Т через индикаторный элемент посте­пенно в течение 5—7 с необходи­мо просасывать 15 см3 топлива. По­сле этого, не вынимая датчик из топлива, производится выдержка 3— 5 с. Чистота топлива определяется путем сравнения отпечатков на ин­дикаторном элементе с эталонными отпечатками.

Проведенные исследования под­твердили высокую эффективность прибора ПОЗ-Т при определении за­грязненности дизельного топлива. С помощью прибора устанавливалась действительная потребность промыв­ки топливных баков, контролирова­лась обводненность топлива в баках автомобилей и па АЗС.

Прибор ПОЗ-Т позволил корректи­ровать режим слива отстоя из топ­ливных баков. За счет этого потери дизельного топлива снизились на 35—45%, что составляет 105—135 л на один автомобиль в год.

Применение прибора на филиале № 3 автокомбината № 22"позволило снизить число отказов прецизионных пар из-за попадания воды с 20— 25% до 5%. Так, в период эксплуата­ции осень 1973 г.— весна 1974 г. на парк со списочным составом более 100 дизельных автомобилей имели место всего три отказа прецизионных пар из-за попадания воды.

Прибор ПОЗ-Т может быть реко­мендован для экспресс-контроля за­грязненности дизельного топлива в условиях автотранспортных пред­приятий. Оценка загрязненности ди­зельного топлива может производить­ся путем сравнения с эталонами, прилагаемыми к каждому прибору, отпечатков, получаемых на индика­торном элементе при просасываний через него пробы топлива в объеме 15 см3.