Экспертиза воздушных фильтров

ЭКСПЕРТИЗА

Не претендуя на роль пророков, можно тем не менее смело пред­положить, что автомобили ГАЗ еще долгое время бу­дут бегать по нашим доро­гам, успешно соседствуя с западными и восточны­ми пришельцами. Более того, можно не менее сме­ло предположить, что со­лидная часть этих автомо­билей, несмотря на насту­пление впрыска по всему фронту, будет еще долго «исповедовать» карбюра­тор. А поэтому разноцвет­ные большие «бублики», призванные очищать воз­дух в моторах «волг», «га­зелей», а также примкнув­ших к ним «уазиков», еще нескоро уйдут в отставку. Интересно, все ли произ­водители фильтров с этим согласны?

Нет, о дефиците речь не идет: решив провести экс­пертизу подобных фильт­ров, мы легко приобрели в московских магазинах де­сять нужных изделий. Точнее, даже одиннадцать -в ходе экспертизы обнару­жилась подделка, которую срочно пришлось заме­нять оригиналом. Вопрос в другом: все ли произво­дители уделяют должное внимание качеству изде­лий, которые не сегодня, так завтра все равно отой­дут в прошлое?

ВСЕ РАВНО ПОМИРАТЬ?

На первый взгляд, все фильтры схожи, разве что «Полистон» выделяется не­обычным фильтрующим материалом: вместо при­вычной бумажной шторы в нем нетканое полипропи­леновое волокно. Цены -тоже одного порядка. По­хоже, и результаты будут примерно одинаковыми.

Действительно, недав­няя экспертиза впрысковых фильтров ВАЗ (ЗР, 2002, № 11) показала, что проблема поиска нужного изделия сводилась всего лишь к выбору лучшего среди хорошего. А по­скольку исторически сло­жилось так, что карбюраторный фильтр — явление более низкого порядка, нежели впрысковый, вы­бор может и не потребо­ваться: хватай тот, у кото­рого цвет больше понра­вился — и все дела. А экс­пертиза призвана лишь зафиксировать этот факт — сейчас эксперты возьмут штангенциркуль, измерят высоту и...

... .И объявят, что из один­надцати изделий шесть можно откладывать в сто­рону! Их высота ниже по­ложенной, что сразу низво­дит фильтр до уровня «бублика», болтающегося без пели под крышкой воз­духоочистителя и пропус­кающего всю грязь мимо себя... Ничего себе, а ведь к настоящим-то испытани­ям — на ресурс да на про­пуск пыли — еще и не при­ступали!

После основных испыта­ний число неподсудных фильтров сократилось до... трех! С некоторой на­тяжкой простили одному из петербургских изделий недобор половинки миллиметра — так в наших за­писях появилась единст­венная оценка «удовлетво­рительно». А всем осталь­ным — увы, тройку ставить не за что. Как говорится, «придете в следующий раз».

ПОЯСНЕНИЯ ЭКСПЕРТА

Одиннадцать образцов фильтрующих элементов (ФЭ) испытывали в лабо­ратории № 4 ИЦАИ НАМИ по методике, изло­женной в ГОСТ 8002-74 «Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Воз­духоочистители. Методы стендовых безмоторных испытаний». Цель испыта­ний — определить соответ­ствие ФЭ положениям РД 37.001.622-95 «Воздухоочи­стители двигателей внут­реннего сгорания. Общие технические требования».

По результатам испыта­ний особо отметим неодина­ковые значения высоты ФЭ с уплотнительными кольца­ми. По данным НАМИ, за­зор между крышкой и кор­пусом    воздухоочистителя в зоне установки ФЭ состав­ляет 82 мм. Из испытанных образцов в эти требования с запасом уложились только четыре. Остальные коро­тышки годятся разве что для машин, давно снятых с производства — форкамерных ГАЗ-3102 или ГАЗ-31029 ранних выпусков.

Что касается собственно ФЭ, то негодными оказа­лись пять, что сократило общее количество изделий, безусловно пригодных к эксплуатации, до трех. Сопротивление воздухо­очистителя с чистым ФЭ при номинальном расходе воздуха 270 м3/ч должно составлять не более 2,5 кПа (255 мм вод. ст.). При этом средний коэффициент пропуска пыли должен быть не более 1%, а про­должительность работы при расходе воздуха 216 м3/ч до достижения пре­дельного    сопротивления 500 мм вод. ст. при запы­ленности воздуха 0,4 г/м3 -не менее 1,4 ч.

Наилучшие показатели получены при испытании ФЭ ЛААЗ, который как по коэффициенту пропуска

пыли, так и по продолжи­тельности работы в 3—4 раза превосходит требова­ния РД 37.001.622-95. Наи­худшие показатели зафик­сированы у ФЭ «Поли­стон».

ПЕРЕЖИВЕМ?

Да переживем, конеч­но... В конце концов, за­волжские моторы — поро­ждение советских времен, когда потребителю и в го­лову не приходило выис­кивать запчасть какого-либо особого производи­теля. Поэтому ЗМЗ-402 во­обще безо всякого фильт­ра поехать сможет, если очень его попросить... Только все-таки обидно за тех, кто, заплатив за изде­лие, внешне напоминаю­щее настоящее, приобре­тет в итоге бесполезную пустышку, убивающую старенький мотор.

Требования      стандарта

№ 1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

№9

№10       №11

Высота                       

82-86

83

84

81,5-82

81,5-82

79,5-80

78,0-78,5

81,5-82

82

85           78

Площадь                      

1,144

0,624

0,617

0,716

0,756

0,622

0,945

0,677

0,693

0,755

Масса                           

579

448

245

339

310

320

539

348

326

477         570

Сопротивление         

<2,5           1,76     (255)         (180)

1,67 (170)

2,04 (208)

2,14 (218)

1,91 (195)

1,97 (201)

2,16 (220)

1,65 (168)

2,12 (216)

1,99        2,16 (203)       (220)

Пропуск пыли

 

0,43

0,80

0,73

0,64

0,90

0,58

1,22

1,67

2,37        16,74

Ресурс       

>1,4           5,8

1,80

1,99

1,40

1,17

1,55

3,5

2,34

1,16

0,50

 

Высота — высота ФЭ с уплотнительиыии кольцами, мм. Площадь — площадь фильтрующей шторы, м2. Масса — масса фильтрующего элемента, г. Сопротивление сопротивление воздухоочистителя с чистый фильтрующим элементом при номинальном расходе воздуха 270 *?/ч, кПа (мм вод. ст.). Пропуск пыли -средний коэффициент пропуска пыли, %. Ресурс продолжительность работы воздухоочистителя при расходе воздуха 216 м*/ч до достижения предельного со­противления 4$кПа (500 мм вод. ст.) при запыленности воздуха 0,4 г/м3. ч.