Экспертиза воздушных фильтров

воздушный фильтр.

Насколько могут отличаться друг от друга воздушные фильтры разных произво­дителей? Простое, казалось бы, дело — от­нести в лабораторию и проверить. Но стоит ли? Ведь большинство отечественных и за­рубежных производителей используют для изготовления фильтров, по сути, одинако­вый исходный материал — фильтровальный картон нескольких известных в мире марок. Поэтому попытка проверить основные ка­чества фильтров — мелкость отсева, коэф­фициент пропускания пыли и т. д. скорее разочарует незадачливого исследователя. Различия между десятком разных фильт­ров могут оказаться минимальными или, во всяком случае, непринципиальными. Так произошло в нашем случае. Во всех испы­танных фильтрах использован высококаче­ственный фильтровальный картон, все они показали близкие результаты, заметно пре­взойдя требования стандарта (см. табл). Поэтому внимание придется уделять дру­гим, на первый взгляд, второстепенным особенностям этих изделий, которые отли­чают фильтры друг от друга.

Специалисты назовут несколько кри­териев для сравнения. Одним из первых, пожалуй, — качество укладки фильтрую­щей шторы (частота и шаг складок на ней). Интересная подробность — для тех, кто, как говорят, владеет вопросом. Мы же об­ратим внимание на другое. Работоспособ­ность фильтра зависит, в частности, от то­го, насколько точно и плотно фильтрую­щий элемент размещен в корпусе (его ино­гда называют «кастрюлей»). Стоит поя­виться зазору и зловредная пыль немед­ленно воспользуется обходным путем -фильтр окажется почти бесполезным. От­сюда большое внимание к уплотнительным привалочным поверхностям — верхне­му  и  нижнему кольцевым  основаниям фильтрующего элемента, напоминающим красную или розовую резину. В действи­тельности здесь применяют либо пластизоль, либо полиуретан.

Пластизоль чуть жестче и поэтому лучше держит форму. Используется в фильтрах, показанных на фото 3 и 4. По­лиуретан — мягче и позволяет лучше уп­лотнить стык фильтрующего элемента с корпусом (фото 1, 2, 5-9). Попытка убить двух зайцев — сделать фильтр с жестким каркасом, но мягкими уплотнительными поверхностями — привела к появлению с внутренней стороны фильтрующего эле­мента металлической сетки — обечайки. Она должна гарантировать, что фильтр не «сваляется» после половины расчетного ресурса и не будет раздавлен при чрез­мерной затяжке гаек на крышке фильтра. Такую обечайку имеют изделия, показан­ные на фото 1, 2 и 9.

Иногда для большей жесткости дела­ют вторую металлическую обечайку с внешней стороны фильтра (изделия на фото 4, 6 и 10).

Хорошо это или нет — однозначный от­вет дать трудно. Аргументы против второй (внешней) металлической обечайки доста­точно убедительны. Проходя с большой скоростью через фильтр, поток воздуха может в некоторых случаях вызвать колеба­ния бумажной шторы. А близкое соседство колеблющейся шторы с металлической сеткой способно привести к надрыву бума­ги со всеми вытекающими последствиями. Возникает вопрос: а не может ли произой­ти то же самое со внутренней обечайкой? В теории, наверное, может. Вот и на­ходятся хитрецы, которые пытаются всех «обмануть». Например, на фото 3 показан фильтр (отечественного производства), у которого нет ни одной обечайки, а жест­кость каркаса достигается за счет того, что с обеих сторон основной фильтрую­щий элемент «укутан» толстым слоем отно­сительно жесткого пористого расплава полипропилена. Не уступили в хитрости и японцы (фото 6). Они используют две обе­чайки, но фильтрующий элемент делают из синтетических волокон, которые не бу­дут колебаться и, значит, не порвутся.

Еще одно отличие фильтров друг от друга — белая полоса похожего на поролон материала, опоясывающая фильтр с внеш­ней стороны, — это так называемый предочиститель. Он имеет относительно боль­шие поры и призван задерживать наиболее крупный «мусор», чтобы не забивать им «нежную» фильтрующую бумагу. Не удиви­тельно, что на английском (фото 5) и япон­ском (фото 6) изделиях такого предочистителя нет. На «мусор», летающий в воздухе, иностранцы не рассчитывают. На многих же отечественных фильтрах предочиститель есть (фото 1,4). При частой езде по пыльным проселкам, пожалуй, следует ориентироваться именно на такие изделия.

Особняком стоят фильтры для отече­ственных машин, оборудованных впры­ском бензина. Они отличаются от карбю­раторных «коллег» не только большей пло­щадью фильтрующей поверхности, но и внешним видом (фото 7, 8 и 10). Однако обсуждать различия в их исполнении пока рано — выбор небогат.

dhdhudhndhnydhdhndh29 

1. Изготовитель — ЛААЗ, РОССИЯ.

Уплотнительные привалочные поверх­ности — из мягкого полиуретана; с внут­ренней стороны фильтров — металличе­ская обечайка, у одного из фильтров (слева) есть с внешней стороны предочиститель (белый).

2. Справа — близнец, не имеющий предочистителя.

3. Изготовитель — АОЗТ «Фильтр», модель ФВА-01-ВАЗ, Россия. С обеих сторон фильтра вместо предочистителя и металлической обечайки сделан жесткий каркас из пористого расплава полипропилена; уплотни­тельные привалочные по­верхности — из относи­тельно жесткого пластизоля.

4. Изготовитель — «Гарант Фильтр», модель ФП59-225, Украина Две металлические сетки (обечайки) с внутренней и внешней сторон фильтра; с внешней стороны есть предочиститель; уплотнительные при­валочные поверхно­сти — из жесткого пластизоля.

5. Изготовитель -A Siede Company, Англия.

Металлических се­ток (обечаек) нет; уплотнительные привалочные по­верхности — из мяг­кого полиуретана. Проще, пожалуй, придумать трудно.

 

Наша справка

ДЛЯ СГОРАНИЯ 1кг ГОРЮЧЕГО бензиновые двигатели берут из атмосферы около 20 кг (25 м3) воздуха. Дизели — около 35 кг (40 м3). Бензиновый мотор с системой впрыска, дизель с турбонаддувом предъявляют более жесткие требования к фильтрации воздуха, поэтому на них применяют фильтры с большей фильтрующей поверхностью. По мере засорения фильтра сопротивление, оказываемое воздушно­му потоку, растет, и вместе с ним увеличивается разрежение во впускном тракте. На машине с карбюратором это приводит к переобогащению смеси, снижается мощ­ность, растут расход топлива и токсичность отработавших газов.

ОБЫЧНО ФИЛЬТРУЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТ изготавливают из высокопористого кар­тона, пропитанного специальными смолами, что позволяет предохранить кар­тонную штору от размокания при попадании влаги. В некоторых странах, например в Японии, фильтрующий элемент делают из синтетических волокон, а на спортивных автомобилях для уменьшения сопротивления на впуске нередко применяют смен­ные слои марли или поролона с соответствующей пропиткой.

ФИЛЬТРЫ С СОВРЕМЕННОЙ ФИЛЬТРУЮЩЕЙ БУМАГОЙ

Параметр

Требование ОСТ

Результаты испытаний

Сопротивление воздухоочистителя при номинальном расходе воздуха 160м3/ч. кПа

не более 2.0

около 0,5

Пылеемкость воздухоочистителя до предельного сопротивления при расходе воздуха 160 ы?1ч, г

не менее 80

ОКОЛО 100

Коэффициент пропускания пыли при запыленности воздуха 0,5 г/м3, %

не более 1.0

0,3-0,6

Практически все современные фильтры как зару­бежного, так и отечественного производства используют современную фильтровальную бумагу (картон). Это позволяет намного превзойти требо­вания отечественных стандартов и примерно в 1,5 раза увеличить срок службы фильтра. Любопытно, что самыми лучшими фильтрующими свойствами обладает не абсолютно новое изделие, а немного поработавшее. Частицы пыли, начиная заполнять относительно крупные поры картона, как бы созда­ют дополнительный, более мелкий фильтрующий слой. При этом коэффициент пропускания пыли может сократиться на порядок: с 3-4 до 0,3-0,4%.

 dhdhudhndhnydhdhndh30

Страна-изготовитель — Япония.

Две металлические обе­чайки — снаружи и внут­ри; уплотнительные привалочные поверхности -из мягкого полиуретана; без предочистителя; вну­три вместо привычной бумаги — фильтрующий элемент из синтетиче­ских волокон.

Страна-изготовитель — Россия.

Прямоугольный фильтрующий элемент для автомобилей ВАЗ с системой впрыска; привалочная поверхность из мягкого полиуре­тана; металлическая сетка в ка­честве жесткого каркаса (сле­ва). Хороший фильтр для «впрыскной» машины.

Справа — близнец без металличе­ской сетки.

Изготовитель — «Экофил», модель ЕКО-01-21, Россия. Для автомобилей ГАЗ с карбюратором: благодаря большим, чем у ВАЗов. раз­мерам имеет большую фильтрующую поверхность: 1 м2 против 0,33 м2; прива­лочная поверхность из мяг­кого полиуретана; одна ме­таллическая обечайка с внутренней стороны.

Изготовитель — «Экофил», Россия.

Для автомобилей ГАЗ с системой впрыска; металлическая основа сверху и снизу; прива­лочная поверхность с на­клеенным резиновым уп­лотнителем; металличе­ские обечайки как с вну­тренней, так и с внешней стороны фильтра.