ЭКСПЕРТИЗА: СОСТАВЫ ДЛЯ СНИЖЕНИЯ ТРЕНИЯ И ИЗНОСА

Наверное, каждому из нас хоть раз да попада­лась на глаза реклама средств, уменьшающих трение и износ. Не обратить на нее внимание трудно. Ведь читаешь, что некий со­став «...снижает износ до 10 раз», «восстанавливает изношенные поверхности», «повышает мощность на 5-20%». Иногда обещают да­же возможность кратковре­менной работы без масла и прочее.

Не станем это обсуждать — у нас другая цель: в очеред­ной раз (см. ЗР, 2000, № 2) попробовать аргументированно ответить на вопрос, что дают или, наоборот, не дают подобные продукты. Трение и износ — вещи разные, хотя второй и является следствием первого.

О ТЕРМИНОЛОГИИ

Как называть продукты, о которых идет речь? Производители велича­ют их по-разному: реме­таллизант, активный ре­металлизант, кондицио­нер металла, активный кондиционер металла, многофункциональный кондиционер металла, органометаллокерамика активная... На «присад­ку» некоторые обижают­ся, «модификатор тре­ния» считают нарица­тельным. Остановились на следующем: «Средст­ва (составы) для сниже­ния трения и износа». Впрочем, и это не всем по душе — некоторые со­бираются восстанавли­вать изношенные по­верхности! Мы не про­тив: пусть даже из «жигулей» «мерседесы» де­лают- проверим, что по­лучится.

ТРЕНИЕ И ИЗНОС

Не раз приходилось сталкиваться с тем, что в обиходе трение и износ различают с трудом. Представим дорогу с на­сыпанным гранитным щебнем. Автомобиль бу­дет держаться за нее очень плохо — попросту говоря, трение будет низким. Но износ шин при этом окажется куда выше, чем при езде по асфальту. В общем, тре­ние и износ — вещи раз­ные, хотя второй и явля­ется следствием первого.

СВЕТ МОЙ, ЗЕРКАЛЬЦЕ, СКАЖИ

Самая хорошая проверка, как известно, натурный экс­перимент. Хотите испытать препарат как должно — купи­те два автомобиля, залейте в один испытуемое снадобье и пройдите, скажем, по 200 тыс. км, определяя, что лучше — с добавками или без них. Хотите сравнить между собой 11 вариантов заправ­ки маслами и присадками (столько мы представля­ем сегодня) — потребуется столько же автомобилей. Если учесть, что они не смо­гут отработать в абсолютно идентичных условиях, при­дется увеличить число экспе­риментов (и, соответствен­но, машин) хотя бы втрое. В общем, покупаем 35 авто и едем на них 7 млн. км. Бу­дем считать, во что это все обойдется?

Есть, конечно, более скромные и, вместе с тем, впечатляющие способы про­верки. Скажем, проехать без масла из Москвы в Санкт-Пе­тербург. Такие опыты-тесты, между прочим, сами произ­водители препаратов прово­дили, да еще с привлечением журналистов. Но вот можно ли по ним судить об увеличе­нии ресурса машин, заправ­ленных маслом? Из того, что гепард быстрее всех пробе­жит сто метров, не следует, что он первым одолеет и сто километров. Как же тогда прикажете проверять эти со­ставы?

Чтобы упростить задачу, для проверки взяли образцы не для двигателя, а для трансмиссии. Не надо ду­мать, как влияет на эффек­тивность и работоспособ­ность присадок температу­ра в цилиндре, все ли они пройдут через фильтр. И по­том: сколько важных пар трения в двигателе и сколь­ко, например, в заднем мос­ту — одна?

Если не проверять низко­температурные или антикор­розионные свойства, исчер­пывающую информацию можно получить, используя две машины трения — ЧШМ и СМТ-1 (по крайней мере, для обычных трансмиссионных масел). Если образец хорошо отработает на обеих установ­ках, то в 99% случаев он так­же успешно справится с этим в настоящей трансмиссии. Такая закономерность прове­рена тысячами лаборатор­ных тестов и годами испыта­ний в реальных узлах. По этому пути пошли и мы.

Чем отличаются два мето­да? На четырехшариковой машине (ЧШМ) моделирует­ся трение между стальными шариками из стали ШХ-15 (один давит на три осталь­ных), а на СМТ-1 вращаю­щийся стальной диск (сталь 45, твердость 50-55 HRC) ра­ботает в паре с неподвижной чугунной колодкой (чугун СЧ-20, твердость НВ 150-200). Если говорить упро­щенно, первая установка мо­делирует контакт в точке, вторая — по линии.

И еще одно, очень важ­ное: испытания на ЧШМ по­лучили большее распростра­нение при экспресс- оценке продуктов. Скажем, наибо­лее подходящую противоизносную присадку для уже го­тового масла подбирают ча­ще всего именно на ЧШМ и, лишь отыскав с помощью ма­шины трения лучший вариант, проводят окончательные полноценные испытания, в том числе с использованием СМТ-1. Поэтому добросовест­ные производители присадок и масел, скорее всего, прове­ряли или даже разрабатыва­ли свой продукт, проводя ис­пытания на ЧШМ. А вот на СМТ-1 они могли свою при­садку и не пробовать.

ЛИКУЕТ ПИОНЕРИЯ

Итак, первая у нас по плану — четырехшариковая машина трения. На ней определяют­ся несколько параметров. Говоря по-научному, это ин­декс задира, нагрузка заеда­ния, нагрузка сваривания и показатель износа. Мы ре­шили остановиться здесь на двух последних, с простым физическим смыслом.

Первый имеет размер­ность силы — он показывает, при каком давлении одного шарика на остальные про­исходит их локальное сва­ривание с последующим вы­крашиванием. Второй — это, по сути, диаметр пятна из­носа в миллиметрах. Оче­видно: чем нагрузка выше, а пятно износа меньше, тем лучше.

Сначала, как и положено, упражнение выполнило «ба­зовое» трансмиссионное мас­ло, а затем оно же с добавка­ми. Некоторые из них упорно не хотели растворяться — при­шлось долго размешивать. Но простим претендентов хотя бы за то, что на ЧШМ они не­плохо отработали.

Если «базовое» масло по­казало нагрузку сваривания 422 кгс (или 4136 Н, если ко­му-то так удобнее), то с не­которыми из добавок (см. табл. 1) удалось получить результат до 531 кгс (5204 Н) — на 26% больше.

Заметен эффект и в сниже­нии износа — с 0,69 мм для «базового» масла до 0,40 мм, показанных сразу несколь­кими из препаратов. Хотя далеко не все оказались героями, все равно похвально. Впрочем, если при разработ­ке препаратов проводились испытания на ЧШМ, плохо быть и не должно.

А как повели себя две дру­гие «трансмиссионки»? Ник­то не ждал от «жидкого» мас­ла снижения износа. Поэто­му те же цифры, что у «базо­вого» масла, — это уже повод для одобрения.

Для «вязкого» коллеги машина трения — лишний повод похвалиться. Он пре­высил достижение «базово­го» на те же 26%, встав в один ряд с лучшими из доба­вок. А вот по износу, хотя и был лучше других «трансмиссионок», до волшебных жидкостей не дотянул. Тут бы, кажется, и сделать выво­ды, кто кого победил. Но да­вайте не будем спешить, а обратимся ко второй части испытаний, которую нельзя назвать «домашней заготов­кой».

НА КРУГИ СВОЯ

Начнем с того, что мы разде­ляем мнение специалистов, которые считают более дос­товерными результаты ис­пытаний на машине трения СМТ-1. Во-первых, здесь па­ра трения больше похожа на те, что есть в автомобиле (из стали ШХ-15 сделаны разве что подшипники), а во-вторых, прикиньте сами, много ли трущихся деталей в машине контактирует друг с другом в точке.

Методика здесь подразу­мевает предварительный на­грев масла и трущихся дета­лей до 140°С, после чего на­чинают испытания продол­жительностью в несколько часов (для нас проводили два теста с разными продол­жительностью и нагрузкой, но в подробности здесь вда­ваться не станем).

Итак, в результате провер­ки получаем три параметра: коэффициент трения, шири­ну полосы износа и снижение температуры в ходе теста. Последнее, в частности, красноречиво говорит о теп­ловыделении в зоне трения и возможностях масла по отво­ду тепла (полагаем, с двумя первыми параметрами все ясно без комментариев).

Сначала на помост вновь выходит «базовое». Оно по­казывает коэффициент тре­ния 0,109, износ — 2,1 мм и снижение температуры в ра­бочей зоне на 1 градус. Что лучше?

В серии экспериментов (табл. 2) с добавками удалось зафиксировать полосу износа от 1,28 до 2,66 мм, снижение температуры от 0 до 18 граду­сов и разброс коэффициента трения от 0,08 до 0,13. Вроде бы, некоторые присадки опять работают, но...

Но, во-первых, только две из восьми смогли одновре­менно снизить и трение, и износ. Остальные или снижа­ли коэффициент трения, уве­личивая износ, или наобо­рот. Правда, нашлась еще од­на, ничтожно снизившая тре­ние и никак не повлиявшая на износ. Выходит, что боль­шинство продуктов (пять из восьми) несут автомобилю... извините, машине трения -добро и зло одновременно.

ТАБЛИЦА 1. РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЯ НА ЧШМ

Нагрузка сваривания, кгс

Диаметр пятна износа. мм

«Базовое» масло

422

0,69

РИМЕТ

473

0,42

MANNOL

422

0,69

ОМКА

447

0,40

РЕСУРС-Т

473

0,40

ER Energy Release

531

0,40

FENOM

531

0,40

MANNOL estocada 9999

447

0,40

UQUI MOLY

422

0,60

«Жидкое» масло

422

0,69

«Вязкое» масло

531

0,54

ТАБЛИЦА 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЯ НА СМТ-1

|

Коэффициент трения, отн. ед.

Ширина полосы

износа. мм

Снижение температуры в ходе теста. "С

«Базовое» масло

0,109

2,10

1

РИМЕТ

0,104

1Д8

0

MANNOL

0,108

1,75

0

ОМКА

0,108

2,10

0

РЕСУРСТ

0,090

2,45

7

ER Energy

0,101

2,60

6

FENOM

0,109

2,15

0

MANNOL estocada 9999

0,130

2,43

0

UQUI MOLY

0,080

2,66

18

«Жидкое» масло

0,050

3,05

29

«Вязкое» масло

0,018

2,45

30

НЕ НАВРЕДИ

Иногда говорят, что присад­ки для автомобиля — как ле­карство для человека. Судя по результатам наших испы­таний, эта аналогия не лише­на смысла. Ведь и с лекарст­вами часто случается: одно лечит, другое калечит. Толь­ко лекарства не прописыва­ют без надобности. То же и с автомобилем. Специалисты, проводившие для нас испы­тания, признались, что ожи­дали от присадок худших ре­зультатов, и все же... Опти­мистичные выводы можно сделать следующие. Добавка хорошей присадки в дешевое масло способна обеспечить снижение трения, но вряд ли заметно уменьшит износ. А вот заключение пессимиста: лучше покупать качествен­ное трансмиссионное масло, чем лечить «обычное» при­садками.