Экспертиза сальников

САЛЬНИК

Наша очередная экспертиза как раз посвящена изделиям 2108-1005160, кото­рые в каталоге по «самарам» называются «уплотнениями», а в обиходе так и оста­лись сальниками. Работенка у них не из легких: с одной стороны — горячее масло, с другой — всевозможная грязь, а посеред­ке беснуется коленвал. Поэтому такое из­делие должно иметь «правильную» геомет­рию, обладать отменной маслостойкостью — в общем, не требовать замены до капре­монта двигателя.

Эскиз сальника приведен на рисунке. Материал для его изготовления может быть самым разнообразным. Обычная (нитрильная) резина выдерживает температуру 100-180°С и набухает в масле на 4-5% (по массе). Ее долговечность — не ахти, зато прочность очень высокая. Силикон работа­ет при температурах до 200°С, обладает вы­сокой долговечностью, но, увы, слишком не­жен. Его набухание — на уровне 6-8%. У фтористых каучуков отличная прочность, они выдерживают до 180°С и славятся от­менной маслостойкостью, но вот стоят весь­ма дорого. Акрилаты выдерживают до 160°С, набухают на 5-6%, а по прочности уступают фторкаучуку и нитрильной резине.

В ходе испытаний пяти изделий, приоб­ретенных в розничной торговле, эксперты оценивали их внешний вид, проверяли стой­кость к воздействию моторного масла, под­вергали стендовым испытаниям, а также многократно измеряли размеры — сначала «до того», затем — «после того». Бег на месте, то есть на стенде, соответствовал нормаль­ному образу жизни сальников: частота вра­щения вала — 4500 об/мин, температура масла — 120±5°С. Такая «физзарядка» в течение 300 часов эквивалентна 200-250 тыс. км пробега по российским дорогам.

Результаты испытаний зафиксирова­ны протоколом с четырьмя пухлыми таб­лицами. Приведем наш комментарий для каждого подопытного в отдельности.

Ржавое изделие мы увидели на прилавке одного из центральных мос­ковских магазинов. Убожество было куп­лено исключительно из-за смешной цены — всего лишь 4 руб.! Производитель, есте­ственно, неизвестен — продавцы в подоб­ных случаях заученно ссылаются на Балаково. Особые приметы (кроме ржавчины) — манжета черного цвета с наружным ме­таллическим каркасом.

dhdhudhndhnydhdhndh10Уплотнение 2108-1005160, оно же — сальник зад­него конца коленчатого вала «Самары»: D — на­ружный диаметр, d — диаметр рабочей кромки.

Внешний осмотр добавил к уже упомяну­той ржавчине следы заплывов резины. Рель­еф наружной поверхности — гладкий. На ра­бочей кромке имеются наклонные риски.

Из 300 запланированных часов испы­таний сальник продержался всего лишь 89, при этом натяг по валу, составлявший вначале 1,22 мм, превратился в зазор ве­личиной 0,42 мм. Естественно, возникла утечка масла. Наружный диаметр изделия также «съежился» — возник зазор 0,01 мм. А еще затвердела резина, появились тре­щины, стал заметен износ. От купания в масле уродца брезгливо освободили — и так все ясно. Оценка — «неуд».

Коричневый, полностью обрезиненный сальник продавался в комплекте со своим маленьким коллегой от передне­го конца коленвала за 40 руб. Изделие по­купалось как балаковское, но... опять не­удача! Несмотря на надпись на ценнике и пачку каких-то накладных, продемонстри­рованных продавцом, фирменной ладьи на сальнике обнаружить не удалось.

Внешний осмотр дефектов не вы­явил, если не считать того, что у наруж­ной поверхности нечеткий круговой рель­еф. Наклонные риски присутствуют как на рабочей кромке, так и на пыльнике —

заметим, у всех остальных сальников пыльник гладкий. Маслостойкость изделия оказалась не­плохой. Натяг по валу с начальных 1,63 мм упал до 0,29 мм. После 139 часов испытаний возникла утечка. Резина слегка утратила эластичность, появились микротрещины. На рабочей кромке — износ. Оценка — «удовл.».

Самарский концерн «Резерв» продает свое изделие «по науке» — в упаков­ке с адресом, контактными телефонами и т. п. Цена комплекта из переднего и заднего сальников — 35 руб. Изделие — скажем так -полностью обрезинено, цвет — бежевый.

Внешних дефектов у «самарца» экспер­ты не нашли. Наружная поверхность имеет -еткий круговой рельеф. Риски на рабочей кромке также четкие, рельефные. На пребы­вание в моторном масле изделие практически не отреагировало. Натяг по валу остался неизменным — 1,71-1,72 мм. Резина сохранила эластичность, трещин не обнаружено. Износ- незначительный. Оценка — «отл.».

Иностранцев на сей раз представляет Германия. Изделие SM полностью обрезинено, цвет — кирпичный. Стоимость комплекта из двух сальников — около 100 руб.

Внешность «немца», как ни странно, бросит кирпича". На нерабочем торце уплотняющего бурта эксперты обнаружили включения ингредиентов белого цвета, ~ои легком механическом воздействии они оделялись от манжеты, оставляя в ней кратеры". Такое не пропускает даже отечественный ОТК. Да и круговой рельеф не г эльно четкий, то же относится к рискам.

После 300 часов испытаний выяви­лась утечка. Резина сохранила эластич­ность, однако появились микротрещины. Маслостойкость сальника оказалась на поверку очень низкой. Натяг по валу сни­зился с 1,4 до 0,62 мм. Похоже, этот «не­мец» изготовлен в каком-то подвале -опять подделка... Оценка — «неуд».

«Немец» по имени EIring. Цвет — розовый, полностью обрезинен. Цена комплекта — около 100 руб.

В отличие от своего сородича, он вы­глядит «правильно» — внешних дефектов не имеет, а круговой рельеф и риски — как на картинке. А вот наше масло ему не по­нравилось — сальник разбух больше, чем все остальные. Зато трещин нет, износ -незначительный, резина сохранила эла­стичность. Натяг по валу, составлявший до начала испытаний 2,9 мм, снизился до 2,25 мм. Оценка — «хор.».

Общее впечатление от «сальной» ком­пании таково. Обрезиненные сальники из­вестны давно, однако ряд технологиче­ских проблем (от клея до резины) заста­вил отдельных производителей перейти к «голому металлу». Понятно, что это не луч­шее техническое решение: ведь грамотно выбранный рельеф наружной поверхности способствует как плавности запрессовки, так и последующему демонтажу.

А вот что получилось с зазорами и на­тягами. Диаметр рабочей кромки в сборе с пружиной у всех сальников оказался раз­ным (от 77,10 до 78,78 мм), а потому и за­меры натяга по валу также не совпали -получилось от 1,22 до 2,9 мм. После «про­бега» натяг снизился на 0,7-1,4 мм, а у «бомжа» (№ 1) превратился в зазор!

Высокий натяг приводит к перегреву изделия, низкий — к утечкам масла. А по­скольку натяг в основном определяется же­сткостью пружины, то становится понятно, почему самарская пружина оказалась на по­верку самой жесткой. Дело в том, что мяг­кие пружины прекрасно работают только с теми коленчатыми валами, биения которых минимальны... Отечественные же валы до­вольно сильно «бьют», и пружины стараются подобрать им под стать. Кстати, пыльники у всех сальников сидят на валу с зазором.

Победителем нашего состязания стал, конечно же, «самарец» № 3, умудрившийся совместить в себе низкую цену с прекрас­ным качеством. А наличие фирменной упа­ковки добавляет к заслуженной «пятерке» скромный плюсик. Именно такие изделия мы и рекомендуем нашим читателям. А то, что в продаже огромное количество «иванов, не помнящих родства», отнесем к «сальным шуточкам» полурыночной экономики...