Экспертиза масляных фильтров

Поговорка «Свинья грязи найдет» в пол­ной мере относится не только к симпатично­му щетинистому животному, но и к моторно­му маслу. Успешно вбирая в себя частицы износа трущихся деталей двигателя и проду­кты сгорания рабочей смеси, оно дополняет их элементами собственного старения. Заг­рязнение масла в процессе работы двигате­ля происходит непрерывно, а потому произ­водителям масляных фильтров безработица в ближайшем будущем не грозит.

Выловить из масла всю образующуюся в нем грязь современная техника не способ­на. Скажем, «жигулевскому» полнопоточно­му фильтру вменяется в обязанность задерживать не менее 25% загрязнителя стан­дартного размера. Вероятность фильтрации оставшейся грязи помогут определить кри­вые, приведенные на рис. 1 и 2. В частности, как это свидетельствует рис. 1, если полно­та отсева составляет 30%, то такой фильтр сможет поглотить половину частиц разме­ром 20 мкм. Судьбу остальных можно узнать по рис. 2 — например, из частиц размером 50 мкм через фильтр протиснутся примерно 5% от их общего числа.

Любителей высокого научного слога отсылаем к нашей справке (на следующей странице), а всех остальных приглашаем оценить возможности 17 претендентов на тепленькое место под вазовским капотом. В конкурсе принимают участие как «зару­бежные гости», так и «аборигены», найден­ные в магазинах и на рынке.

Фотографии соискателей приведены ниже. Конструкции всех фильтров иден­тичны: металлический корпус, фильтрую­щий элемент и два клапана — перепускной и обратный. Перепускной (рис. 3) работает по принципу «лучше так, чем никак» и про­пускает в двигатель грязное масло, если фильтрующий элемент вдруг начинает ба­стовать. Девиз обратного клапана (рис. 4) — «впускать, но не выпускать», что позво­ляет задерживать в фильтре масло после остановки двигателя, предотвращая пос­ледующий «сухой пуск».

Говоря о конструкции, стоит отметить, что претенденты № 10 и 11 выделяются из общей массы нетрадиционным исполнением так называемого усилителя, или, попросту говоря, тыльной стороны фильтра, обращенной к двигателю. Привычная глазу штамповка заменена литьем -возможно, изготовителям этот процесс ближе...

dhdhudhndhnydhdhndh13Рис. 1. Зависимость средней тонкости отсева от полноты отсева для образцовой пыли.

dhdhudhndhnydhdhndh14Рис. 2. Зависимость полноты отсева от размера отфильтрованных частиц.

dhdhudhndhnydhdhndh15Рис. 3. Когда фильт­рующий элемент на­чинает «бастовать», на помощь приходит «штрейкбрехер» — пе­репускной клапан.

Рис. 4. Обратный кла­пан удерживает в фильтре масло, сокра­щая время работы двигателя «всухую» при пуске.

Отбор достойных начнем с внешнего осмотра. Вот и пер­вые аутсайдеры — фильтр № 12, явная подделка под продукцию Ливненского завода (эмблема похожа, но не та)... У фильтра № 17 свои проблемы — до продажи он успел местами поржаветь. До­вольно симпатичные изделия № 15 и 16 страдают «недержанием» уплотнительного резинового кольца — при установке такого фильтра на машину оно может незаметно выпасть. Тот же дефект у невзрачных изде­лий №12, 13 и 14.

Поверим гармонию алгеброй — займем­ся измерениями. Результаты замеров номи­нальной тонкости отсева и полноты отсева сведены в таблицу. Полученные цифры сви­детельствуют: невзирая ни на что, команда претендентов «службу знает» и перенесла «семнадцать мгновений в грязи» без потерь, укладываясь в требования стандарта.

Испытания на повышенное давление проводятся «с пристрастием» — гостям предлагается отведать 15 МПа, а нашим -все 20! В реальных условиях подобные цифры маловероятны, но именно таким

способом косвенно оценивается качество фильтров. К «ненашенской» технологии до­верия больше, отсюда и «расовая дискри­минация». Соискатели выдержали очеред­ное издевательство с честью.

Покопаемся в потрохах... Вскрытие по­казало, что гофрированная бумага, приме­ненная в элитных зарубежных фильтрах,

Равномерность шага — почувствуйте разницу.

Сетчатый стаканчик — дополнительный за­слон для грязи.

имеет равномерный шаг — отечественные этим похвастаться не могут. Кстати, если перепускной клапан в «обычных» фильтрах просто открывает шлагбаум перед грязным маслом, то элитный использует дополни­тельный санитарный кордон в виде сетча­того стаканчика. Пустячок, а приятно.

Изучение внутренностей фильтров в очередной раз подтвердило простую истину — в поисках качественной вещи на барахол­ке делать нечего. Производитель «левого» товара просто обязан на чем-то сэкономить — недра масляного фильтра для этого вполне подходят... Вместо фирменной бумаги «Альстром» или «Бинзер» мож­но применить простую туалет­ную, а пружину обратного кла­пана, имеющую специальную конфигурацию, легко объя­вить ненужной... Да и отсутст­вие самого клапана сразу не заметишь. И еще о подделках. Вообще говоря, при прочих равных условиях большой фильтр должен быть лучше маленького, поскольку рабочая поверхность фильтрующей шторы у него явно выше. На практике же производи­тели частенько халтурят, используя во всех типоразмерах один и тот же фильтрующий элемент. В данном случае нам повезло — та­кой подделки обнаружено не было. Кстати, из импортных фильтров наибольшей поверх­ностью обладает № 4.

Так какой же фильтр купить? Ответ бу­дет довольно неожиданным — любой! Экспертиза показала, что основные парамет­ры всех 17 фильтров очень близки, а мас­титые иностранцы не имеют подавляюще­го превосходства над отечественными про­винциалами. Поэтому основным критерием отбора для большинства покупателей явит­ся цена — выпадающей резинкой и ржавым донышком нашего человека не испугаешь. Тем не менее настоятельно рекомендуем пойти не на рынок, а в магазин и приобре­сти нормально упакованное изделие с пас­портом и гарантией. Если средства позво­ляют, то можно побаловать «жигуленка» по­родистым «Манном» или «Хенгстом». Долж­но же быть в машине что-то этакое...

Наша справка

ФИЛЬТР ТОНКОЙ ОЧИСТКИ МАСЛА — фильтр с полнотой отсева не менее 25%, определенной с использованием в качестве загрязнителя пыли с удельной по­верхностью 5600 см2/г.

Полнота отсева — процентное соотношение между массовыми концентрациями загрязнения масла до и после фильтра к концентрации загрязнения до фильтра.

Гидравлическое сопротивление фильтра — перепад давления на чистом фильт­ре при номинальном расходе масла.

Средняя тонкость отсева — размер частиц загрязнителя, для которых полнота отсева равна 50%.

Номинальная тонкость отсева — размер частиц загрязнителя, для которых пол­нота отсева равна 95%.

Давление начала открытия перепускного клапана — давление, при котором по­является течь масла через перепускной клапан, составляющая не более 0,5% номи­нального расхода масла через фильтр.

Ресурс фильтрующего элемента — наработка фильтрующего элемента от нача­ла его эксплуатации до предельного загрязнения, определяемого значением давле­ния открытия перепускного клапана фильтра.