ЭКОНОМЕТР М-2141- ПОМОЩНИК

Каждый скачок цен на бензин вновь заставляет автолюбителей искать пути к уменьшению его расхода. Немалые ре¬зервы таятся в манере вождения. Своими мыслями о том, что такое экономичный стиль и как его освоить, делится на примере «Москвича-2141» 
Ездить экономично — значит не только (и не столько) использовать накат, как иногда думают, но главное — выби¬рать наиболее выгодные режимы разго¬на и движения. Понятно, что возмож¬ность применять эти приемы зависит от конкретных условий.
Двигаться способом «разгон — накат» трудно, утомительно для водителя и пас-сажиров, это создает дополнительные не¬удобства другим водителям, а на скольз¬кой дороге и вовсе недопустимо. Поэто¬му пользоваться накатом удается до¬вольно редко. Разгоняться, в зависимо¬сти от дорожной обстановки, можно по-разному. Вот несколько типичных транс¬портных ситуаций при разгоне в диапа¬зоне скоростей от 50 до 70 км/ч на «Москвиче-2141». Первая: обогнать ко-лонну автомобилей на подъеме, причем быстро. Оптимальным (м с точки зрения безопасности, и по расходу топлива) будет разгон на второй передаче. Другая си¬туация: вы обгоняете грузовик на неши¬роком шоссе. Самый удобный и эконо¬мичный вариант — выполнить обгон на третьей передаче. Еще один случай — обгон на многорядном свободном шоссе. Здесь вполне оправдана четвертая или да¬же более экономичная, пятая передача.
В жизни подобных ситуаций и вопро¬сов куда больше: когда переходить ради экономии топлива с пятой на четвертую передачу, если идешь на небольшой подъ¬ем с постоянной скоростью; как выбирать передачу в зависимости от темпа движе¬ния, его интенсивности, чтобы обеспе¬чить наименьший расход бензина, и т. д. Ответы подскажет прибор эконометр, ко¬торым ныне оборудованы некоторые ав¬томобили: АЗЛК-2141, -21412, ВАЗ-2107, -2108, -2109.
Но вот незадача: большинство води¬телей новых «москвичей», попробовавших ездить по эконометру, перестали им пользоваться. Попробуем разобраться — почему.
Руководство по эксплуатации автомо¬биля АЗЛК-2141 сообщает: «...Стрелка прибора в зеленой зоне — экономич¬ный режим движения; в белой зоне — пе-реход от экономичного режима движе¬ния к режиму движения с повышенным расходом топлива; в красной зоне — неэкономичный режим движения».
Что же получается на практике, когда следуешь этим указаниям! Наши заезды показали, что, во-первых, в «зеленой зо¬не» автомобиль почти не едет, и двигаться со скоростью более 60 км/ч даже по свободной трассе при этом положении стрелки невозможно, какую передачу ни включай, а во-вторых, что и в городе при небольшой скорости (по улицам в цен¬тре Москвы в темпе транспортного по¬тока она получилась в среднем около 16 км/ч) двигаться довольно утомитель¬но, а расход при этом примерно такой же (около 12 л/100 км), как и при «свобод¬ном» движении, без оглядки на эконо¬метр. В чем же дело!
Сначала вспомним, что представляет собой эконометр. По сути — это вакуум-метр, показывающий разрежение во впускном трубопроводе двигателя. Мак-симальной величине соответствует зеле¬ная зона на его шкале. В карбюра-торных двигателях это разрежение об¬ратно пропорционально крутящему мо-менту двигателя — чем больше мо¬мент, тем меньше разрежение. Можно сказать, что показания эконометра про¬порциональны величине крутящего мо-мента двигателя.
Достичь наименьшего потребления топлива удается, когда мотор работает в режиме минимального удельного (на единицу произведенной работы) расхода. Двигатели ВАЗ-2106-70 и УЗАМ-331.10, которыми оснащаются новые «москвичи», экономичны в широком диапазоне оборо¬тов — от 1500—2000 до 4500—5000 об/мин, но в довольно узком диапазоне нагру¬зок (для двигателя ВАЗ-2106-70 низкий удельный расход топлива, не превышаю¬щий 280 г кВт- ч, приходится на диапа¬зон нагрузок от 75 до 115 Н- м; для двигателя 331.10 такой же удельный рас¬ход — при нагрузке 60—90 Н- м. Такова в двух словах теоретическая подоплека вопроса.
Однако для водителя это величины довольно отвлеченные. Как перейти от них к тем, с которыми он привык иметь дело — скоростью и выбранной пере¬дачей?
Расчеты показывают, что на авто¬мобиле «Москвич-21412» (двигатель УЗАМ-331.10) с главной передачей 4.1 оптимальному в отношении расхода кру¬тящему моменту соответствует равномер¬ное движение со скоростью 120 км/ч на пятой передаче; на автомобиле «Москвич-2141» (двигатель ВАЗ-2106) с той же главной передачей — со скоростью 135 км/ч на пятой передаче... Следует отметить, что хотя удельный расход и минимален, при такой скорости значитель¬но увеличивается сопротивление движе¬нию. Поэтому и путевой расход топли¬ва значительно возрастает, так что на прак¬тике эта скорость не является эконо¬мичной.
dhdhudhndhnydhdhndh61Зоны шкалы эконометра для «Москвича-21412»: 1 — повышенный удельный рас¬ход топлива (обогащенная горючая смесь, возможна детонация на низких оборотах); 2 — минимальный удельный расход топли¬ва (оптимальная нагрузка двигателя); 3 — переходная зона; 4 — повышенный удельный расход топлива (двигатель недогружен, рабо¬тает с низким КПД).
Какое же положение занимает стрел¬ка эконометра при самых выгодных ус-ловиях? Оно, конечно, зависит от конкрет¬ного двигателя и прибора, но осредненно установлено, что у автомобиля «Моск-вич-2141» экономичной работе двигателя соответствует положение стрелки штатно¬го эконометра от середины белой зоны до начала красной (оно показано на рисунке штриховкой).
Выходит, что руководству по эксплуа¬тации надо следовать в этом пункте «с точностью до наоборот». При работе двигателя в новой зоне (назовем ее «си-ней») он расходует топлива меньше, чем при работе в зеленой зоне шкалы, так как одну и ту же мощность, необходи¬мую для движения в реальных услови¬ях, в первом случае двигатель развива¬ет при гораздо более низких оборотах, чем во втором. Следовательно, можно включить более высокую, а стало быть, и «экономичную» передачу.
Как можно использовать на практике нашу поправку?
Если при движении стрелка экономет¬ра находится в «синей» зоне, передача выбрана правильно. Если стрелка эконо¬метра располагается в зеленой или пер-вой половине белой зоны, для экономии топлива желательно переключиться на высшую передачу (конечно, если при этом обороты двигателя не упадут ниже 1500— 2000 об/мин). Если стрелка эконометра ушла далеко в красную зону, следует включить низшую передачу (если при этом обороты двигателя не превысят 4500— 5000 об/мин).
При движении с постоянной скоро¬стью на пятой передаче стрелка эко¬нометра, конечно, может находиться и в первой половине белой, и даже в зеле¬ной зоне, на остальных же передачах при этом целесообразно включить выс¬шую передачу.
Пытаться «загнать» стрелку эконометра из зеленой зоны в «синюю» педалью акселератора, форсируя разгон больше необходимого, не следует, так как при этом вместо экономии получится пере¬расход топлива. Здесь верно правило: луч¬шее — враг хорошего. А вот если стрел¬ка эконометра оказалась далеко в крас¬ной зоне, особенно при низких оборотах двигателя, то необходимо переключиться на низшую передачу или, если возможно, уменьшить газ, так как в противном случае вероятна нежелательная перегруз¬ка двигателя и возможно возникновение детонации. Далеко в красную зону стрел¬ку допустимо «отпускать» лишь на ко¬роткое время, например, при маневре, обгоне или резком разгоне, да и то, если обороты двигателя достаточно высо¬ки (2500—3000 в минуту и более).
Однако бесплатных пирожных не быва¬ет, и, чтобы снизить расход топлива, приходится больше работать — чаще пе¬реключать передачи и смириться с ощуще¬нием, что машина менее послушна (на высших передачах она ленивее, чем на низших, реагирует на педаль газа).
При возможности, конечно, стоит ис¬пользовать накат и торможение двигате-лем, которое на новом «Москвиче», име¬ющем экономайзер принудительного хо¬лостого хода (ЭПХХ), также дает эко¬номию топлива.
Использование высших передач при движении в «синей» зоне не только помогает сэкономить бензин. Износ боль¬шинства агрегатов двигателя в систе-мах смазки, охлаждения, зажигания и т. д.), зависит не столько от нагрузки, сколько от оборотов коленвала. Даже кривошип-но-шатунный и газораспределительный механизмы значительно больше стра¬дают от высоких оборотов, чем от на¬грузки. Поэтому можно утверждать, что, предпочитая высшие передачи низшим, вы тем самым продлеваете ресурс дви¬гателя.
Заезды показали, что при движении в потоке по свободной трассе со ско-ростью 70—90 км/ч в соответствии с эти¬ми рекомендациями (стрелка в основном в «синей» зоне) экономится до 10 % топлива по сравнению со «свободным» движением (стрелка эконометра — в бе¬лой и зеленой зонах).
Указанный метод пригоден в первую очередь для равномерного движения, но им можно пользоваться и при ускорении. Во время разгона старайтесь удерживать стрелку эконометра в «синей» зоне при по¬мощи педали газа, производя переклю¬чения в зависимости от желаемой интен¬сивности разгона: при «вялом» переклю¬чаться можно, достигнув 2000— 2500 об/мин, или умеренном — 2500— 3500, при интенсивном — 4000 об/ мин и выше. После того, как требуемая ско¬рость достигнута и вы перешли на рав¬номерное движение, четвертую или ля-тую передачу можно включать после третьей или даже второй.
Однако заезды в центре Москвы не дали какого-либо снижения расхода по отношению к «свободному» движению и езде в соответствии с «Руководством по эксплуатации». Объяснение в том, что в условиях города с частыми остановка¬ми, продолжительным ожиданием на све¬тофорах и в пробках, куда больше, чем стиль вождения, на расход влияет техни¬ческое состояние автомобиля.
Можно предположить, что экономия топлива по сравнению со «свободным» движением будет тем больше, чем легче условия езды и выше средняя скорость транспортного потока (до определенного предела, конечно).
Интересно отметить, что большинство опытных водителей интуитивно, не глядя на эконометр, поддерживают режим ра¬боты двигателя в «синей» зоне, особен¬но при разгоне. Однако и начинающий водитель, используя предлагаемый здесь стиль, быстро привыкнет к поведению автомобиля и в дальнейшем сможет под¬держивать экономичный режим, едва гля¬дя на эконометр.
Таким образом, задача выбора наибо¬лее экономичного режима в дорожных ситуациях, рассмотренных в начале статьи и в большинстве других случаев, все же легко решается посредством эконометра. К управлению автомобилем «с оглядкой» на этот прибор легко привыкнуть.
Хочется обратить внимание еще на один любопытный факт. В двигателе 331.10 при частоте вращения от 2500 до 3500 об/мин оптимальному крутящему моменту соответствует начало открытия вторичной камеры карбюратора (возмож¬но, это характерно и для других двига¬телей с механическим приводом вторич¬ной камеры). Это позволяет приблизи¬тельно определять оптимальный режим, оснастив привод вторичной камеры кар¬бюратора контактом, включающим какую-нибудь дополнительную лампочку или светодиод на панели приборов. Правда, этот способ определения наивыгоднейше¬го момента дает большую погрешность как при низких оборотах двигателя (по¬скольку вторичная камера открывается при значительно большем моменте), так и при высоких (здесь крутящий мо¬мент достигает оптимальной величины при значительном открытии заслонки вторич¬ной камеры). Поэтому при движении на пятой передаче с постоянной ско¬ростью, когда в большинстве случаев двигатель работает на низких оборотах, нужно пользоваться эконометром, хотя при разгоне лампочка может быть на¬гляднее.
На двигателях с пневматическим приво¬дом вторичной камеры ориентироваться на момент ее открытия невозможно, поскольку вакуум для этого привода «забирается» не во впускном коллекто¬ре, а из диффузора первичной камеры, где он зависит не только от нагрузки двигателя, но и в значительной мере от скорости его вращения.
Что сказать в заключение? Экономич¬ный стиль езды — не какая-то сверх-трудная задача. Практически каждый в со¬стоянии его освоить, и чем скорее это будет, тем быстрее вы ощутите резуль¬тат — экономию.