Дюймовые ключи

Консервативный народ — американцы. Мы от верст, аршинов и лаптей еще в поза­прошлом веке отказались. А они до сих пор длину фалангой большого пальца измеря­ют дюймом. По-нашему это 25,4 мм. Ма­ло того, ихняя часть тела постоянно вкли­нивается в нашу стройную метрическую си­стему. Заморской единицей пользуются, например, при маркировке шин и колес. А уж про инструмент и говорить нечего. Поч­ти сто лет назад американская фирма «Вильяме» изобрела и запатентовала воро­ток со сменными головками. С тех пор при­соединительные квадраты так и измеряют в дюймах — ¼, 3/8, ½, ¾ и 1. А что де­лать — авторское право неприкосновенно. Не знаю, кто изобрел свечи зажигания, но их шестигранники тоже не метрические! На самом деле привычные 16 и 21 мм выглядят так: 5/8" (15,875 мм) и 13/16" (20,638 мм). То есть все европейские клю­чи на них надеваются с зазором! Правда, момент затяжки тут небольшой и разница в размере простительна. Но в более серьез­ных соединениях этот номер не проходит. Не верите? Спросите сервисменов, уже пы­тавшихся крутить дюймовый крепеж мет­рическими ключами. Из таблицы видно, что в этих системах идеально совпадают лишь два ходовых размера — «на 15» и «на 19». Весь остальной инструмент либо болтается, либо садится из-под молотка. Понятно, что ни гайка, ни ключ так долго не протянут. А лопнувшие из-за этого головки имеют характерный излом, хорошо знакомый тор­говцам инструментом. Поэтому на гаран­тию можно не рассчитывать!

Так что, коль взялись за ремонт амери­канских автомобилей, обзаводитесь соот­ветствующей оснасткой. Такой торгуют почти все крупные инструментальные фир­мы. Мы обратились в «Сферу-Сервис». Она представляет на российском рынке италь­янский USAG, давнего партнера АвтоВАЗа. В его производственной программе нашлось место и для искомого размера.

Оказалось, что самый популярный спо­соб продажи — россыпью. Зачем профес­сионалу набор, если карданы, трещотки, воротки и удлинители у него уже, как пра­вило, есть. И остается лишь пополнить коллекцию дюймовыми головками, ключами и шестигранниками. Но для желающих доставят и все в комплекте.

Альтернатива для экономных — изделия фирмы «Метринч» — универсальный инст­румент для обеих систем. Плата за ком­промисс — большой холостой ход ключа. Так что работать в тесноте не только не­удобно, но и порой невозможно.

Специальный профиль дюймового USAG на крепеже не болтается. Принцип прост -ключ опирается не на углы, а на грани бол­та или гайки. В итоге и поверхность конта­кта больше, и передаваемый момент выше. Но и его иным мастерам маловато. Для них рекомендуют «черную» серию. Это уси­ленные головки для пневмоинструмента. Они дороже блестящих, зато превосходят их прочностью. И, несмотря на иное назна­чение, отлично работают с обычными во­ротками. Идея эта наша, доморощенная. Родилась она, правда, в «метрической» сфере. С тех пор как головку блока двига­телей «шестого» семейства начали крепить болтами «на 12», ключи для них стали «расходным материалом»: всякая попытка воздействия кончалась крахом для инстру­мента. Тогда и ввели на «Сфере» новую услугу: при обмене взамен лопнувшей вы­давали уже «пневматическую» головку с доплатой. И поток рекламаций постепенно иссяк. С «американцами» подобных казу­сов пока не случалось, но как знать... Ведь делают тот и другой инструмент на одной линии. Стало быть, и уровень качества одинаковый. Но у нас свои стандарты, по­этому в России тестируют каждую партию и на упаковку наносят соответствующий знак. Если он есть, значит, инструмент на­дежный и прослужит долго. И не только сам. Он еще сбережет дефицитную дюй­мовую гайку. Ведь у нас такую пока най­дешь, сапоги стопчешь.

ТАБЛИЦА ПЕРЕВОДА ДЮЙМОВЫХ РАЗМЕРОВ В МЕТРИЧЕСКИЕ

Размер гнезда

дюйм

мм

дюйм

мм

дюйм

мм

ДЮЙМ

ММ

5/16

7,9

9/16

14,2

11/16

17,4

7/8

22,2

3/8

9,5

19/32

15,0

¾

19,0

15/16

23,8

7/16

11,1

5/8

15,8

25/32

19,8

31/32

24,6

½

12,7

21/32

16,6

13/16

20,5

1

25,4