Домкраты, прессы

ПОДНЯТЬ АВТОМОБИЛЬ РУКАМИ НЕ ВСЯКОМУ ПОД СИЛУ

Отрывать автомобиль от земли приходится по разным поводам.

Частнику для смены колеса и мелкого ремонта подвески вполне достаточно «бутылочного» домкрата (уж очень похож формой корпуса, отсюда и название). По сути, это одинарный или те­лескопический гидроцилиндр со встроен­ным ручным насосом. Грузоподъемность — от двух до тридцати тонн. Высота подъема тоже немаленькая — четырехколенные об­разцы способны «выдать» больше полуме­тра. А резьбовая надставка в верхнем коле­не помогает максимально использовать рабочий ход. Бывает, рычаг привода насо­са входит в комплект. Он тоже телескопи­ческий и в сложенном виде не выше дом­крата. Так что их нетрудно пристроить ря­дом, чтобы при необходимости не шарить по багажнику.

Но гидравлика, особенно импортная, удо­вольствие дорогое: если наш домкрат мож­но сторговать за 300-400 рублей, то изде­лия, к примеру, голландской фирмы АС обойдутся в 100-400 долларов.

Для мастерской более удобны подкатные домкраты. В основе — тот же гидроци­линдр: он поставлен на колеса и снабжен рычажным механизмом. Работая с таким домкратом, не надо всякий раз присажи­ваться на корточки — длинной ручкой (она же рукоятка насоса) его легко подкатить в нужное место. Модификаций АС — множе­ство. Вот одна из них. На домкратах мас­сой более 40 кг стоит еще пара колес -транспортных, обутых в пневматические шины. При подъеме груза покрышки сми­наются и вес воспринимают другие, опор­ные колеса.

Если нужно вывесить передний или зад­ний мост, на домкрат закрепляют раздвиж­ную траверсу. Она подойдет для любой лег­ковушки. Бывает, что вес надо взять «с по­ла». Некоторые экземпляры могут сунуть «лапу» в щель всего 55 мм. Наибольшая же высота подъема — почти метр.

clip_image002clip_image004подкатной — большой, но удобный.

Канавный — для профессионалов

clip_image006Мал, да удал — десятитонный гидропресс.

clip_image008Любимица мастеров — трансмиссионная стайка.

clip_image010Гидравлический опрокидыватель — кантует все!

Грузоподъемность таких домкратов — от 1,5 до 12 т. Для грузов потяжелее, до 50 т, есть специальная конструкция. Прочности ради здесь отказались от рычагов — просто «бутылочный» домкрат на колесах. Нет и ручного насоса — пришлось бы качать пол­смены. Зато гидронасос с пневмоприводом может работать от любого компрессора. Да­же от того, что стоит на двигателе почти ка­ждого грузовика. Цена подкатных домкра­тов — от 400 до 2200 долларов.

При ремонте грузовиков трудно обойтись без «канавного» домкрата. Назначение ясно из названия. Гидроцилиндр в нем располо­жен вертикально и передвигается по карет­ке поперек канавы. Сама каретка на четырех роликах перемещается вдоль по ребордам. В комплект входит несколько оригинальных насадок. Та, например, что под задний мост, центрируется по сливной пробке картера -в ней есть специальное отверстие.

Более компактный вариант — с горизон­тальным цилиндром и двумя рычагами. Сконструирован он специально для четырехстоечного подъемника. Ведь канавы под ним нет и спрятать вертикальный цилиндр некуда. Сочетание подъемника и домкрата наиболее удобно для работы с автомобилем. Но ком­форт стоит денег — от 1000 до 2500 долларов. Грузоподъемность «канавников» — 6-20 т. Привод, как правило, пневмогидравлический.

Самая, пожалуй, популярная у ремонтни­ков разновидность домкрата — трансмисси­онная стойка. Этот двухметровый (в выдви­нутом состоянии) гидроцилиндр на колеси­ках поможет в одиночку снять и поставить на место коробку передач, «раздатку», сжать подвеску, поддержать двигатель и т. д. Но, собираясь вывесить тяжелый агрегат, пом­ните — стойка на триста килограммов тонну не одолеет. Правда, сальники, как бывало раньше, не выдавит. Установленный специ­ально (!) для наших работяг предохрани­тельный клапан просто не дает выдвинуться штоку. Цены — под стать возможностям. От 240 долларов за трехсоткилограммовый ва­риант до 2500 — за однотонный.

Применяют гидроцилиндры и в двухстоечных подъемниках. Привлекают их высокая надежность и удельная мощность. Ведь в отличие от, скажем, винтовых, здесь нет си­ловых трущихся пар. Соответственно неве­лик и объем обслуживания. Но стоят они процентов на тридцать дороже.

Кроме этого, гидравлика успешно трудит­ся в гаражных кранах (гусях), опрокидыва­телях, прессах и т. д. Всего и не перечис­лить. Главное, гидроцилиндр всегда готов «поднатужиться» вместо вас.