ДОБАВКИ К БЕНЗИНУ

ЧТО ТАКОЕ ОКТАНОВОЕ ЧИСЛО, Как его определяют

Понятию «октановое число» (ОЧ) можно дать несколько определений. Например, такое: ОЧ характеризует детонационную стойкость топлива или, что тоже верно, его способность противостоять прежде­временному самовоспламенению. Октано­вое число — понятие эмпирическое, то есть введенное инженерами и определяемое экспериментальным путем. Зачем?

У бензиновых двигателей есть система зажигания, задача которой- в нужный мо­мент поджечь топливно-воздушную смесь в цилиндре. Если бензин «правильный», все так и происходит. Но если 04 у бензи­на низкое, смесь пытается гореть не так, как хотели создатели двигателя: в цилин­дре возникают ударные волны, которые в критических случаях разрушают детали мотора. Когда эти волны «бьют» по метал­лическим деталям, образующим камеру сгорания, слышен звонкий стук (некоторые говорят — «стучат пальцы»).

Почти все мероприятия, призванные увеличить мощность или приемистость двигателя, снизить расход топлива — в об­щем, сделать мотор «лучше» — приводят к появлению детонации. Неудивительно, что увеличить октановое число, как по взмаху волшебной палочки, пытаются очень многие. Ведь это прямая дорога к улучшению характеристик мотора.

КАК ОПРЕДЕЛЯЮТ ОЧ

Для экспериментов используют установку УИТ-85 (раньше применяли УИТ-65, что, впрочем, непринципиально). Это одноци­линдровый модуль; в нем есть цилиндро- поршневая группа, но кривошип (коленча­тый вал) приводится во вращение электро­двигателем.

Результат испытаний бензина сравни­вают с тем, что показала на той же уста­новке эталонная смесь двух веществ — изооктана, обладающего очень высокой стойкостью к детонации, и нормального гептана, чьи антидетонационные свойства крайне низки. Исходя из этого, приняли 04 изооктана за 100, а нормального гепта­на — за ноль. Таким образом, 04 бензина, равное 92 единицам, означает, что он ве­дет себя в указанной установке точно так же, ее смесь 92% изооктана и 8% нор­мального гептана.

Раньше различали ОМ по моторному и исследовательскому методам — одну и ту же установку гоняли в разных режимах Но в последние годы пользуются только 04, определенным по исследовательскому методу.

Даже имея печальный опыт, мно­гие по сей день верят любым обе­щаниям. Купил яркий флакончик, выплеснул содержимое в бак, и, о чудо, автомобиль преобразился... Та­кого эффекта ждут. А как на деле?

ЧТО ЭТО ЗА ЗВЕРЬ — УОЧ

Взять, к примеру, очень известную в кругах любителей «дрег-рейсинга» или «стрит-рейсинга» фирму NOS (Nitrous Oxide Systems), от которой и пошло понятие «нитрос» (в том числе по-российски, см. ЗР, 2003, № 5). Ко­нечно, интересы американской фирмы не сводятся к закиси азота: делает она и другие препараты, призванные улуч­шать показатели автомобилей. В част­ности, те, которые — заглянем в инст­рукцию, переведенную фирмой, как по­ложено, на русский язык, — препятству­ют «преждевременному воспламене­нию (детонации) горючей смеси»... и помогают «во многих ситуациях -от повышения тяги двигателя на кру­тых уклонах до езды по трассе». Так NOS рекламирует возможности выпус­каемых ею «усилителей октанового числа». Будем и мы их так называть, в соответствии с переводом.

Давайте-ка проверим, что это за пре­параты. Мы купили в магазине три «усилите­ля».

Street Formula (далее № 1). Приме­няется для большинства «пассажир­ских» автомобилей. Должен повысить октановое число топлива на три едини­цы. И все удовольствие — 280 руб.!

Off Road Formula (далее № 2). Реко­мендован (это видно даже из названия) почему-то исключительно для вседо-рожников. Неужто обычный автомо­биль с таким же двигателем стал бы ходить хуже? Ведь химикат должен увели­чить октановое число на семь единиц! И всего-то за 330 руб.

Racing Formula (далее № 3). Этот «содержит нитрометан». Рекомендован для спортивных автомобилей. Октано­вое число тоже вроде бы повышает на семь единиц. Правда, уже за 440 руб.

Препараты расфасованы в емкости по 350 мл. Содержимое флакона нужно, со­гласно инструкции, смешать «с не менее чем 60,56 л бензина». Посчитали, что ес­ли зарядить 61 л, будет в самый раз.

Этих пропорций мы и придержива­лись. Опробовали три заморских чуда на карбюраторном ВАЗ-2104 (из тех, на которых русский автовладелец ездит всюду — от лучших автострад до горных дорог и полного бездорожья). Автомо­биль самый что ни на есть обычный, лишь дооснащен (уже давно) электрон­ным зажиганием с октан- корректором.

Чтобы упростить эксперимент и не расходовать сразу все запасы препара­тов, не стали готовить смеси в бензоба­ке. Карбюратор питался из расходного бачка (от омывателя), который заправ­ляли различными смесями.

Для начала залили чистый АИ-92, за­тем последовательно все три смеси. А закончили опять-таки чистым бензи­ном — для контроля результатов. Чтобы те не были субъективными, на машину установили аппаратуру «Корсио и от­правились на полигон, где по обычной методике замеряли время разгона с ме­ста до 120 км/ч, а также разгон на чет­вертой и пятой передачах в диапазоне, соответственно, 60-100 и 80-120 км/ч (эластичность двигателя).

ИСТИНА ГДЕ-ТО ЗА УГЛОМ

Что же показали испытания на полиго­не? Взгляните на график и таблицу.

На чистом АИ-92 детонация (крат­ковременная, как ей и положено), ко­нечно же, была. При разгоне с места «четверка» достигала 100 км/ч за 20,2 с (угол опережения зажигания -по инструкции ВАЗа). Затем при этих же условиях опробовали смесь бензина с препаратами № 1-3. И тут начались странности: с присадками детонация усилилась, а машина поехала хуже. Цифры в таблице довольно убедитель­ны, не правда ли! Особенно сильно ма­шина «увядала» на больших скоростях. Если при разгоне до 100 км/ч смесь № 3 ухудшила динамику на 28%, то при разгоне до 120 км/ч — почти на 51%. Очевидный недобор мощности! Мы не замеряли максимальную ско­рость, но с «усилителями» она вряд ли превысила бы намного те самые 120 км/ч.

А детонация та еще!.. Ладно, попро­буем от нее избавиться, уменьшив угол опережения. Загоняя детонацию в рам­ки приличий, пришлось для первого со­става уменьшить УОЗ почти на 3°, а для второго и третьего — на 8°. Интересное совпадение с рекламируемым повыше­нием октанового числа! Кстати, что по­казывает таблица? При уменьшении УОЗ на 8° со смесями № 2 и 3 чуть быст­рее стал разгон, но все-таки хуже, чем в начале тестов на АИ-92.

Тот, кто хоть немного разбирается в работе двигателя, сразу вспомнит, как, не имея другого выхода, заправлял «Жигули» бензином А-76: не допуская детонации, уменьшал УОЗ в сторону позднего зажигания. Важно не забы­вать, что здесь не простая закономер­ность! Ехать без детонации удавалось, но положенной мощности или крутя­щего момента мотор не выдавал, да и температурный режим часто откло­нялся от нормы. С ярко выраженной детонацией (если УОЗ не трогать) ехать было вообще невозможно — какая уж тут мощность, когда вот-вот прого­рят поршни!

dhdhudhndhnydhdhndh1Влияние препаратов № 1-3 на динами­ку разгона при стандартном УОЗ и уменьшенном на 8°. На вертикальной оси — увеличение времени разгона в процентах по сравнению с началом теста на бензине.

Приступили к завершающим заездам — снова на чистом АИ-92. Вот так штука: двигатель, несмотря на все старания взбодрить его регулировками, прежней мощности не развивает! Замедлился разгон с места, ухудшилась эластич­ность. Похоже, эксперименты с «усили­телями» успели на нем сказаться...

Ну, а как насчет токсичности? Фир­ма обещала «сокращение выхлопов уг­леводорода и углеродного моноокси­да».

Проверили состав отработавших га­зов на холостом ходу (фото). Выбросы СО и СН при применении УОЧ в самом деле несколько снизились.

Какое же объяснение придумать странным результатам? Скорей всего, нам скажут, что использовали «непра­вильный» бензин: вот был бы амери­канский — другое дело! С ним препара­ты работали бы рука об руку, полюбов­но. Но коли так, зачем их в России про­давать?

ЧТО В ОСАДКЕ?

Нужно ли теперь проверять другие «преимущества» препаратов? Напри­мер, «улучшение технических показате­лей топлива» (нечто для нас туманное), «защиту от коррозии», «предотвраще­ние застревания клапанов». Решили не тратить на это время и деньги. Доста­точно денежек, уже зарытых нами «на поле чудес в стране дураков».

ДИНАМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ АВТОМОБИЛЯ НА ЧИСТОМ БЕНЗИНЕ И С ДОБАВКОЙ УОЧ, СОСТАВ ВЫХЛОПНЫХ ГАЗОВ НА ХОЛОСТОМ ХОДУ

Бензин (начало теста)

Смесь №1

Смесь №2

Смесь

№3

Бензин (завершение теста)

Время разгона, с.

0-100 км/ч

21,3

25,2

25,9

22,8

_

22,7*

23,4*

0-1 20 км/ч

акт

37,5

49,9

50,8

40,0

38,5*

39,6*

Эластичность, с (УОЗ штатный):

60-100 км/ч, IV передача

183

18,7

19,9

19,8

19,5

80-120 км/ч, V передача

35,4

Ш

48,5

47,3

40,8

Содержание токсичных компонентов на холостом ходу:

С0,%

1,26

1J3

037

0,97

0,91

СН,ррт

331

320

307

259

282

'Замер при УОЗ, уменьшенном на 8°.