ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО ПО НОВОМУ СТАНДАРТУ

В ближайшие годы намечается значительное увели­чение парка дизельных автомобилей, что; естественно, вызовет изменение в структуре потребления топлив. В перспективе ожидается, что потребление дизельного топлива автомобилями возрастет в 3,5 раза.

В связи со значительным пополнением автомобильно­го парка страны автомобилями с дизельными двига­телями, совершенствованием конструкции автомобилей повышаются требования к качеству дизельного топлива.

В основном качество дизельного топлива определяют следующие физико-химические показатели; содержание серы, смол, температура кристаллизации, вязкость, фракционный состав, плотность и наличие загрязняю­щих примесей.

Известно, что при работе дизельного двигателя на топливе с содержанием серы свыше 0,5—до 10% по­вышается износ гильз цилиндров и поршневых колец в 4—5 раз по сравнению с работой на малосернистом дизельном топливе с содержанием серы до 0,2%.

Наличие смол и загрязняющих примесей значительно снижает надежность и долговечность топливоподающей аппаратуры.

Температура кристаллизации топлива влияет на за­бивку топливных фильтров, а плотность определяет цикловую подачу топлива.

До 1974 г. для автомобилей с дизельными двигате­лями применялось топливо, выпускаемое по ГОСТ 305-62 и ГОСТ 4749—49.

С 1974 г. на дизельное топливо введены новые стан­дарты:

ГОСТ 4749—73 «Топливо для быстроходных дизелей» введен в действие с 1 января 1974 г. взамен ГОСТ 4749—49, распространяется на топливо для быстроход­ных дизелей и судовых газовых турбин, получаемое пря­мой перегонной нефти, а также из продуктов прямой перегонки нефти, прошедших гидроочистку и депарафинизацию. Для повышения цетанового числа до норм, установленных ГОСТ 4749—73, в топливо для быстро­ходных дизелей допускается добавлять не более 1 % изопропилнитрата;

ГОСТ 305—73 «Топливо дизельное» вводится в дей­ствие с 1 июля 1974 г. взамен ГОСТ 305—62 и ГОСТ 10489—63 и распространяется на топливо для автотрак­торных, тепловозных и судовых дизелей, получаемое с применением процессов прямой перегонки нефти, гидро­очистки и депарафинизации, а также смешением, про­дуктов, получаемых при использовании указанных про­цессов, с каталитическим газойлем (не более 20% в со­ставе смеси).

Новыми стандартами на дизельное топливо предусмот­рено улучшение ряда показателей его качества.

Так, ГОСТ 4749—73 предусмотрено увеличение це­танового числа для топлива марок ДА и ДЗ с 40 до 45 ед.

Введена новая марка специального дизельного топ­лива ДС высшей категории и качества, имеющая цетановое число 52 ед., а содержание серы всего лишь 0,15%. Снижена зольность для марок топлива ДЗ, ДЛ, ДС с 0,02 до 0,01%.

Регламентировано содержание фактических смол и снижена коксуемость 10% остатка для марок ДЗ и ДЛ с 0,5 до 0,3%, а для ДС с 0,5 до 0,025%.

ГОСТ 305—73 предусматривает значительное сни­жение содержания фактических смол для всех марок выпускаемого топлива. Так, содержание фактических смол по ГОСТ 305—73 для топлива марки Л составля­ет 40 мг/100 мл вместо 60 мг/100 мл по старому ГОСТ 305—62, для марки 3 —30 мг/100 мл вместо 40 мг/100 мл, соответственно для топлива марки ЗС установлена тем­пература помутнения с —10° С до — 35° С, температура застывания с —15° С до —45° С. Повышена темпе­ратура вспышки для топлива марки 3 с 35° С до 40° С, а для марки Л с 40° С до 61° С.

В связи с тем что содержание серы является одним из важнейших показателей качества дизельных топлив, по новым стандартам предусматривается ее содержание в зависимости от назначения и марки топлива от 0,15 до 0,5%, в то время как по ГОСТ 305—62 допускалось ее содержание до 1%.

Следует также отметить, что предельное содержание серы в сернистом топливе марки А составляет по но­вому ГОСТ 305—73 0,4%, в то время как по ГОСТ 305—62 оно составляло 0,6%.

ГОСТ 305—73 предусматривает классификацию топ­лив по содержанию серы на две подгруппы:

с содержанием серы не более 0,2%;

с содержанием серы от 0,2 до 0,5%.

По области применения топлива дизельные по ГОСТ 4749—73 и 305—73 разделяются на следующие группы:

для быстроходных дизелей и судовых турбин;

для тепловозных и судовых дизелей;

для дизелей общего назначения.

ГОСТ 4749—73 предусматривает выпуск пяти ма­рок топлива ДЛ, ДЗ, ДА, ДС и высшую категорию ка­чества ДС, а ГОСТ 305—73 — четыре марки Л, 3, ЗС и А.

Основные показатели качества и области применения дизельных топлив по маркам приведены в табл. 1.

Следует иметь в виду, что при эксплуатации автомо­билей целесообразнее применять малосернистое дизель­ное топливо с содержанием серы до 0,2%, так как в этом случае уменьшаются износы трущихся деталей дви­гателей, снижаются требования к качеству моторных масел и увеличивается долговечность работы двигателей.

В зависимости от климатических зон и сезонных ус­ловий, рекомендуется применение следующих марок ди­зельных топлив (табл. 2).

При составлении заявок на дизельное топливо по но­вому стандарту ГОСТ 305—73 необходимо к обозначе­нию марки топлива добавлять цифру, обозначающую содержание серы 0,2% или 0,5% соответственно, напри­мер топливо дизельное летнее Л-0,2, ГОСТ 305—73; топ­ливо дизельное зимнее 3-0,5, ГОСТ 305—73.

Таблица 1 Основные показатели качества дизельных топлив в соответствии с новыми стандартами

Нормы показателей качества, предусмотренные:

ГОСТ 305—73 для марок

ГОСТ 4749—73 для марок

Наименования показателей

Л

3

ЗС

А

дл

дз

ДА

дс

высшая ка­тегория ка­чества ДС

Цетановое число, не менее . . .

45

45

45

45

45

45

75

50

52

Фракционный состав:

50% перегоняется при тем­пературе, ° С, не выше . .

280

250

280

240

290

280

255

280

280

96% перегоняется при тем­пературе, °С, не выше . . .

360

340

340

330

360

340

330

340

340

Вязкость кинематическая при 20 ° С, ест ...........

3,0—6,0

1,8—3,2

1,8—3,2

Не менее 1,5

3,5-6,0

3,5-6,0

1,5-4,0

4,5-8,0

4,5—8,0

Температура застыоания, ° С, не выше

—10

—35

—45

—55

— 10

—45

—60

—15

—15

Температура помутнения, ° С,

-5

—25

-35

—5

-35

Не норми­руется

—10

—10

Температура вспышки (опреде­ляется в закрытом тигле), ° С, не ниже . *

40

35

35

30

65

50

35

90

90

Общее содержание серы, %:

в топливе подгруппы 1, не более ... ......

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

0,15

в топливе подгруппы 2 ...

0,21—0,50

0,21—0,50

0,21—0,50

0,21—0,4

Содержание меркаптановой се-

0,01

0.01

0.01

0,01

0,01

0,01

0,01

0,01

0,01

Содержание механических при-

Отсутствие

Отсутствие

Содержание воды . . . . . .

»

»

Содер.кание фактических смол, мг на 100 мл топлива, не более .......

40

30

30

30

50

30

30

?0

?0

Кислотность, мг КОН на 100 мл топлива, не более . .

5

5

5

5

5 •

5

5

5

5

йодное число, г йода на 100 мл топлива, не более .......

6

6

6

6

_

_

_

Наименование марки топлирз . .

Летнее

Зимнее

Зимнее северное

Арктиче­ское

Дизельное летнее

Дизельное зимнее

Дизельное арктиче­ское

Дизельное специальное

Рекомендации по применению

При экс­плуатации дизелей при t° воз­духа 0°С и выше

При экс­плуатации дизелей при t° воздуха —20° С и выше

При экс­плуатации дизелей при t° воздуха -30° С и выше

При экс­плуатации дизелей при t° воздуха —50° С и выше

При экс­плуатации дизелей при t° воздуха 0°С и выше

При экс­плуатации дизелей при t° воздуха —30° С и выше

При экс­плуатации дизелей при t° воздуха не ниже —30 °С

Для автомобильных дизелей не приме­няются; предназ­начены для судовых тепловозных и т. п. двигателей

В первом случае имеется в виду малосернистое топ­ливо с содержанием серы до 0,2%, во втором — топли­во с содержанием серы свыше 0,2 до 0,5%.

В соответствии с ГОСТ 305—73 изготовитель гаран­тирует соответствие дизельного топлива требованиям ГОСТа.

Приемка дизельного топлива производится партиями, на которые выдается паспорт качества, и потребитель должен требовать от поставщика этот паспорт.

Гарантийный срок хранения дизельного топлива уста­новлен 5 лет со дня изготовления. По истечении гаран­тийного срока хранения топливо может быть использо­вано по прямому назначению после предварительной проверки его качества на соответствие требованиям ГОСТ 4749—73 и ГОСТ 305—73.

Дизельное топливо представляет собой горючую жид­кость, взрывоопасная концентрация его паров в смеси с воздухом составляет 2—3%, предельно допускаемая концентрация составляет 0,3 мг/л (в пересчете на углерод).

Таблица 2

стандарт

Холод­ная зона

Уме­ренная зона

Теплая зона

Жаркая зона

зима

лето

зима

лето

зима

лето

зима

лето

ГОСТ 305—73 . . .

А

Л

ЗС

Л

3

л

3

л

ГОСТ 4749-73 ...

ДА

Л

ДЗ

дл

ДЗ

дл

ДЗ

дл

Температура самовоспламенения дизельного топлива составляет для марок Л и ДЛ 310° С, 3 и ДЗ 240° С, ЗС 240° С, ДА и А 230° С и ДС 345° С, а темпе­ратура воспламенения топлива всех марок составляет 62—119° С.

Поэтому в помещениях для хранения и эксплуатации дизельного топлива запрещается обращение с открытым огнем, а искусственное освещение должно быть во взрывопожаробезопасном исполнении.

При работе с топливом не допускается применение ин­струментов, дающих при ударах искру. При загорании топлива применимы все средства пожаротушения, кроме воды.

Дизельное топливо раздражает слизистые оболочки и кожу, поэтому необходимо соблюдать меры предосто­рожности и правила техники безопасности.

Помещение, в котором проводятся работы с дизель­ным топливом, должно быть снабжено надежной вен­тиляцией.

При разливе топлива необходимо собрать его в от­дельную тару, а место разлива протереть сухой тряп­кой, при разливе на открытой площадке место разлива следует посыпать песком с последующим его удалением.

Собранное при разливе топливо нельзя использовать по прямому назначению без предварительного отстаива­ния и фильтрации.

Правильное применение дизельных топлив — основа повышения надежности и долговечности работы автомо­билей и снижения себестоимости перевозок.