ЧЕМ ПОДНИМАЮТ ОКТАНОВОЕ ЧИСЛО

С этой целью применяют большое количест­во присадок. Однако их типов совсем немно­го, а максимально допустимая концентра­ция каждого ограничена. Наибольшее рас­пространение получили присадки на основе МТБЭ (метил-трет-бутиловый эфир) и произ­водные ферроцена, содержащего железо. Превышение дозировки первого препарата не лучшим образом сказывается на токсич­ности выхлопа, второго — вызывает вредные отложения на свечах Часто в бензины при промышленном производстве добавляют производные монометиланилина. Этот ком­понент ядовит.

На этикетках испытанных нами присадок в качестве основного компонента указан не­кий ММТ (англ.). Русское название этого ве­щества, вероятно, самое длинное в нашей речи: метилциклопентадиенилтрикарбонил марганца.

Это средство относится к группе марганец-содержащих присадок, которые в нашей стране, да и во многих других, почти вышли из обращения. Во-первых, они тоже вредны, а во-вторых, нестабильны.

Для испытания «по науке» мы отдали препа­раты специалистам на установку УИТ-85. Ре­зультат процитируем: «ни у одного образца не выявлено (с учетом погрешности опы­та)... положительного эффекта по повыше­нию октанового числа». Почему так случилось? Могла сказаться та самая нестабильность. Пока из далекой Америки баночки к нам ехали, эффектив­ность присадок таяла, таяла... Вторая возможная причина еще более инте­ресна. По расчетам специалистов, в реко­мендованной концентрации вещество с са­мым длинным названием должно было зна­чительно повысить свойства эталонной сме­си изооктана с гептаном, имеющей 04 около 60 единиц. Если качество топлива выше — ре­зультат может оказаться скромным. А что получится, если вместо смеси химически чи­стых веществ взять реальный товарный бен­зин, уже содержащий несколько присадок, не возьмется предсказать никто, пока не проведет испытаний. Недаром все присадки вводят в топливо на заводе, а не на бензоко­лонке или где-нибудь еще.