Чем отвернуть шпильку

Вам понадобилось отвернуть резьбовую шпильку? В зависимости от ее размеров, места расположения, условий работы и так далее вы можете поступить по-разному — от воздействия на нее с помощью подходящих плоскогубцев, щипцов, ручных тисков, газовых ключей до использования специальных приспособлений. Об одном из них рассказывает Валентин ГРИГОРЬЕВ.

Существует специальное, довольно сложное приспо­собление — шпильковерт. Описывать его конструкцию вряд ли имеет смысл, жела­ющие могут его купить. Ос­тальные, отворачивая шпильку в случае такой не­обходимости (например, при замене маслоотражательных колпачков на «Жигулях», ко­гда шпильки этому мешают), действуют как умеют. Самый распространенный способ отворачивания шпилек — с помощью двух гаек, которые двумя ключами взаимно заклини­вают на резьбе, после чего шпиль­ку отворачивают. Но этот способ не всегда приемлем: невысокие гайки сильно нагружают резьбу шпильки, что само по себе может стать при­чиной ее повреждения. В некото­рых случаях резьба на значитель­ной части ее длины сорвана, что препятствует использованию двух гаек — на остатках резьбы они не размещаются.

clip_image002

Рис. 1. Приспособление для отворачивания шпилек: 1 — болт; 2 — гайка; 3 — шпилька; 4 — агрегат автомобиля.

Отворачивание шпилек с помо­щью клещей, пассатижей, ручных тисков — методы из числа самых примитивных. Это не всегда дости­гает своей цели, особенно если шпилька завернута туго. Иногда шпильку успешно отворачивают га­зовым (трубным) ключом, правда, если для него хватит места. Другой его недостаток заключается в том, что тело шпильки неизбежно повре­ждается, а оставшиеся на нем бо­роздки могут стать очагами после­дующего разрушения детали.

Шпильки легко отвернуть при­способлением, показанным на рис. 1.

Наиболее «серьезные» шпиль­ки на автомобилях ВАЗ имеют резьбу М8 и М10×1,25, но есть и с резьбами Мб, М5.

Пользование приспособлением сводится к тому, что гайку 2 навер­тывают на резьбовую часть шпиль­ки примерно до половины высоты, после чего болт 1 вворачивают в гайку до упора в шпильку. Система заклинивается с помощью двух ключей — и можно приступать к отворачиванию (заворачиванию). Большая высота гайки исключает повреждение резьбы в ней самой или на шпильке.

Случается, шпилька требует замены, но, как на грех, нет фир­менной. В этом случае можно из­готовить шпильку самостоятельно, но не из первой попавшейся стали! Предел прочности не должен быть меньше, чем 80-100 кгс/мм2. На­пример, по ГОСТ 4543-71 этот по­казатель составляет для сталей:

ЗОХ-88 кгс/мм2; 40Х и 40ХН — 98 кгс/мм2; 45Х — 103 кгс/мм2; ЗОХГСА- 108 кгс/мм2.

Для шпилек с резьбой Мб и М5 можно изготовить приспособления, аналогичные показанным на рис. 1, соответственно уменьшив размеры.

Имейте в виду, что шпильки, ввернутые в детали из алюминие­вого сплава и прослужившие не­сколько лет, могут быть так «при­хвачены» коррозией, что отвернуть их этими чисто механическими спо­собами совершенно невозможно. Тогда не исключено, что придется пересмотреть ваши планы ремонта автомобиля, вплоть до применения «горячих» методов, если они доступ­ны. Но иногда и это не помогает. Что ж, покупайте новые детали.

Размеры шпилек с резьбами М8 и М10×1,25 автомобилей ВАЗ-2101—2107 представлены в таблице.

Обозна­чение а 1.0 I. и Коли­чество
12430121 М8 24 45 20 3
12430321 М8 24 55 20 1
12430721 М8 24 75 20 7
12430821 М8 24 80 20 2
13516721 М8 15 18 12 8
13517321 М8 24 35 12 1
13543321 М8 17 20 16 2
13543421 М8 24 28 16 1
13543521 М8 22 25 16 2
13543621 М8 24 30 16 2
13543721 М8 24 35 16 2
13544221 М8 24 60 16 1
13544621 М8 24 80 16 1
13453521 М10×1,25 22 25 25 1
13546121 М10×1,25 17 20 20 1
13546621 М10×1,25 28 35 20 6