БУДЬТЕ ДЕЛИКАТНЕЕ С РЕЗЬБОЙ

В вашей машине счет винтам, болтам, гайкам идет на тысячи... На­дежность автомобиля, его долговечность, удобство, да и просто исправность во многом зависят от состояния крепежных элементов, в первую очередь — резьбовых.

ЛИШНЕГО НЕТ!

Ненужного крепежа не бывает. Спросите опытных, каждый наверняка вспом­нит что-нибудь на эту тему. Скажем, как, снимая па­нель, винтик потерял. Подходяшего не нашлось и ре­шил: не беда, пока поезжу без него. Через какое-то время панель стала сильно дребезжать, а там и спидо­метр «сдох». Осмотрели -оказалось, рассыпался! Рас­трясло его. Тишина в салоне — не только комфорт. Любой «дребезг» — это вибрации, а с ними шутки плохи.

Но такого рода «отказ» -сущий пустяк в сравнении с разрушением подвески, ру­левого управления, потерей колеса на ходу, когда у води­теля немного шансов на бла­гополучный исход. Пригля­девшись к старым автомоби­лям, можно «вычислить» хо­зяина-оптимиста: в крепле­нии одного из колес не хвата­ет болта или гайки. Причина обычная — резьба сорвана. Покупать новую ступицу, за­менять — вроде бы дорого, других забот полон рот, ма­шина нужна «на ходу».

К счастью, бог дураков оберегает. Многим такое от­ношение сходит с рук. Но не всем. Колесо теперь закреп­лено на ступице слабее, да еще несимметрично. На по­воротах, особенно у любителя скорости, оно словно ды­шит, дополнительно нагру­жая оставшиеся болты. Ре­зультат предсказуем: в точ­ках крепления металл обми­нается, затяжка слабеет -и колесо начинает нату­рально болтаться, грозя об­ломать оставшийся крепеж.

КАК СОРВАТЬ РЕЗЬБУ

Известно немало спосо­бов. Часто механик прикла­дывает к ключу непомер­ное усилие. Что поделаешь, не принято у нас пользо­ваться «моментным» клю­чом (исключения редки). Конечно, физические воз­можности людей не одина­ковы, но сорвать резьбу М8, а тем более М6 и ниже под силу каждому. Особенно резьбы с мелким шагом, ка­ких много, например, на «Волге». Обычно резьбу портят не с первого раза, но после нескольких разборок узла она «кончается» зако­номерно: витки деформи­руются, все больше сдвига­ясь, и, наконец, срезаются. Поэтому во многих случаях уже работавшие болты, винты, гайки лучше заме­нять новыми.

Преждевременному изно­су резьбы и потере прочно­сти способствует и ее затя­гивание «всухомятку», без смазки. Тем более, если смазку «заменяет» песок, пыль, грязь.

Наконец, неопытный че­ловек способен испортить детали, пытаясь завернуть болт, гайку, свечу, датчик и т.п. не по резьбе. Результат невнимательности особенно печален, если повредишь резьбу в ответственных, до­рогих деталях — блоке цилин­дров или его головке, ступице колеса и т. д. Не все подда­ется простому ремонту.

И КАК ЕЕ УБЕРЕЧЬ

Как ввертывать винт, све­чу и т. п., чтобы избежать их захода не по резьбе? Прием до смешного прост, хотя многие о нем не знают.

Допустим, вы вставили свечу в гнездо. Держа ее соосно с отверстием, плотно прижимайте и плавно вра­щайте против часовой стрел­ки. Когда начало резьбы («заход») на свече совпадет с началом ее в отверстии, ус­лышите щелчок, свеча про­валится на долю миллимет­ра. Теперь, по-прежнему ру­кой — завертывайте. Идет легко? Значит, по резьбе. Дальнейшее — дело техники. Ключом воспользуемся, ко­гда он действительно будет нужен: при окончательной затяжке. Этот прием особен­но полезен, когда имеешь де­ло с мелкой резьбой большо­го диаметра. Например, при регулировке «схода» на «Жигулях». Резьба рулевых тяг и муфт М16×1, к тому же здесь и левая, и правая.

Если даже по резьбе винт или гайка завертываются ту­го, это почти наверняка де­фект резьбы. Вероятно, ее, как говорят, уже «потянуло» — еще не сорвана, но финиш не за горами. В ряде случаев это легко проверить: гайка легко навинчивается на болт одной стороной, а перевер­нутая требует ключа, значит, резьба уже смята. Когда ино­го выхода нет, стоит лишний раз прогнать резьбу: в отвер­стии — метчиком, на винте — плашкой. Если металла сня­ли совсем немного, резьба еще послужит. Много — дета­ли лучше заменить.

Особое внимание винто­вым домкратам. На винт и гайку возложена здесь, мож­но сказать, колоссальная от­ветственность — срыв маши­ны с домкрата недопустим! Один из признаков чрезмер­ного износа резьбы в гайке (достается прежде всего ей) -явно возросшее усилие на рукоятке домкрата не только при подъеме машины, но да­же при спуске. Из-за сильно­го износа и искажения про­филя резьбы гайку клинит на винте (рис. 1) — пользо­ваться таким домкратом по меньшей мере неразумно.

Серьезный вопрос — смаз­ка. Если речь о соединениях, разбираемых крайне редко, ею можно пренебречь: за один раз резьба не износит­ся. Но на машине, особенно снизу кузова, трудно найти болты или гайки, не подвер­женные коррозии: поленил­ся смазать — через год не от­крутить, впору «болгаркой» резать. Смазанный крепеж не только меньше ржавеет, но и меньше изнашивается при сборке-разборке.

dhdhudhndhnydhdhndh164Рис. 1. Сильно изношенная резьба.

Не принимайте всерьез горе- теоретиков, которые будут грозить «самоотвинчивани­ем» смазанных болтов (осо­бенно колесных!). Если они затянуты, то при очень ма­лых углах подъема винто­вой линии (около 2°) в кон­такте стали со сталью про­исходит заклинивание (пленка лишней смазки вы­давливается).

Будь «теоретики» правы, ни один мотор не смог бы ра­ботать — столько у него внут­ри болтов, винтов, гаек, бук­вально купающихся в масле, да еще выдерживающих бес­престанные вибрации!

Детали крепления колес работают в трудных услови­ях: удары, вибрация, пере­менные нагрузки, грязь, во­да... К тому же их приходит­ся многократно вывинчивать и завинчивать — при смене шин, проколах, балансиров­ках и т. д. Несмазанная резь­ба изнашивается быстрее. Чем больше в ней трение, тем труднее уловить начало подлинного стягивания дета­лей. Если резьба сама по себе очень тугая, требует боль­ших усилий на ключе, а со­единяемые детали вроде бы состыковались, как опреде­лить, насколько надежно они стянуты? У девочки-автомо­билистки, сменившей проко­лотое колесо, запаска болта­ется, молотобоец же спосо­бен сорвать остатки болтов. Поэтому повторим: если резьба исправна, то винт, болт, гайка, свеча, домкрат и т. п., пока не «уперлись» и не несут нагрузки, должны вра­щаться легко. В ремонтной литературе вы найдете реко­мендуемые моменты затяж­ки резьбовых соединений, но помните, речь идет только об исправных.

СЛИВАЙ ВОДУ

Есть педанты, готовые смазывать что угодно, не только резьбу. Но от оши­бок и они не застрахованы. Одна из них крайне опасна по возможным последстви­ям. Запомните: нельзя за­вертывать винты в глухие резьбовые отверстия, не уб­рав из них жидкость — топ­ливо, «Тосол», масло, а еще хуже — пластичную смазку. Все они практически несжи­маемы, даже маловязкие почти не продавливаются через витки резьбы, не гово­ря уже о маслах и конси­стентных смазках — попытка «переупрямить» не желаю­щий завертываться винт мо­жет обойтись дорого (рис. 2).

dhdhudhndhnydhdhndh163Надев на ключ трубу, го­ре- механики, как минимум, резьбу срывали. А то и ху­же. Пытаясь вкручивать болты, крепящие головку к блоку цилиндров, бывало, чугунный блок разрушали. Пойдут от отверстия трещи­ны — что тогда?

При сборке любого агре­гата или узла с глухими резьбовыми отверстиями жидкость из них полностью удаляют — тряпочкой, шприцем и т. п. Когда мы говорим о смазанной резь­бе, то подразумеваем тон­кую пленку смазки на ней, но не больше.

Наконец, работая с резь­бовыми соединениями, не забывайте и о чистоте. Уро­нив винт или гайку в грязь, песок, сначала хорошенько промойте их — бензином, ке­росином, соляркой — и толь­ко после этого продолжайте сборку узла.