Бороскоп, эндоскоп

Ремонт автомобиля — сродни лечению. Неудивительно, что современная медицинская техника находит применение на СТО.

бороскоп. По­лый металлический стержень, запол­ненный сотней крохотных линз, поз­воляет вести наблюдение на различ­ной глубине цилиндра. Один из его концов переходит в окуляр, через ко­торый рассматривают исследуемые объекты, другой венчает мини-объек­тив. В зависимости от назначения бороскопа объектив ориентируют под углом 0, 15, 30, 45, 60 или 75° к оси стержня, что значительно расширяет его возможности. При этом изображе­ние не оказывается перевернутым, что тоже удобно.

Итак, заглянуть в цилиндр мы мо­жем, а вот достаточно ли света ма­ленькой лампочки для детального рассмотрения? Оказывается, она не нужна вовсе. Бороскопы фирмы ЭПОС (EPOS) — одного из производи­телей подобной техники в России — дополнительно оснащаются автоном­ной подсветкой. Свет в исследуемую зону передается по световоду, проло­женному параллельно линзам внутри корпуса. Посредством встроенного в окуляр разъема типа «байонет», вы­полненного по классической схеме фирмы «Олимпус», оптиковолоконный жгут контактирует с источником света (галогенной лампой мощностью 20 Вт). Другой его конец образует серпо­видный «прожектор» огибающий объ­ектив. Он-то и освещает интересую­щий участок.

dhdhudhndhnydhdhndh233

Использовать бороскопы удобно, если есть прямой доступ в исследуе­мые узлы: например, осматривая ка­налы отливок, внутренние полости ци­линдров гидравлических систем, фор­сунок, а также детали прецизионных механизмов (плунжерные пары ТНВД и микромоторов). Чаще, однако, пря­мой доступ невозможен. Тот же боро­скоп не поможет оценить состояние клапана или его седла.

На такой слу­чай рассчитаны

гибкие и полужест­кие эндоскопы.

Что ж, попробуем поработать та­кими. Они позволяют рассматривать предметы под углом более 180 граду­сов к оси входного канала. Специаль­ный тубус, включающий в себя объек­тив, изгибается в одной или двух вза­имно перпендикулярных плоскостях и позволяет обследовать сферическую

поверхность, не вращая эндоскоп. Ес­ли исследуемые объекты находятся на разном удалении от объектива, можно фокусировать объектив на близких (от 3 мм) или больших (более 5 м) рас­стояниях.

Гибкий эндоскоп проникнет и туда, куда по прямой не добраться. Изгибы подвижной части на качество изобра­жения не влияют. А подсветка по ана­логии с бороскопом поможет в темных закоулках.

В зависимости от назначения дли­на эндоскопов варьируется от 20 см до 3 м, а диаметр — от 8 до 12 мм, что по­зволяет подобрать прибор, удобный для исследования механизмов любых размеров.

Применение боро- и эндоскопам без труда найдет любой опытный авто­механик: это контроль состояния кла­панов и их седел, рабочей поверхности гильз цилиндров, зубьев шестерен, осмотр «нутра» силовых элементов кузова в поисках следов коррозии и трещин, проверка качества нанесения антикор­розионного покрытия. Можно заглянуть в бензобак — и по количеству отложе­ний определить, не пора ли промыть топливную систему. Кстати, не беда, если в баке остался бензин: приборы эндоскопической диагностики рассчи­таны на работу в агрессивных средах — масле, бензине, охлаждающей и тор­мозной жидкостях и многих других хи­мических соединениях.

К сожалению, рядовому автовла­дельцу средства современной автоди­агностики едва ли будут по карману: цена изделия фирмы EPOS колеблется от $600 до 2500. А вот для небольшой мастерской это наверняка вполне при­емлемо — тем более, что зарубежные аналоги стоят не в пример дороже.