БЕЗРАЗБОРНАЯ ОЧИСТКА ДВИГАТЕЛЕЙ

процесс безраз­борной очистки двигателей ЗИЛ-130. С двигателя снимают только несколь­ко деталей для того, чтобы моющая жидкость свободно проникла к внут­ренним полостям при погружении в нее двигателя.

Очистка производится на моечной машине карусельного типа (см. рису­нок). Она состоит из ванны 3 свар­ной конструкции с теплоизолирован­ными стенками. В верхней части ван­ны расположена откидная крышка 2, которая открывается и закрывается с помощью пневмоцилиндра I. В сред­ней части ванны установлен вал 4 с крестовиной, к которой на шарнирах подвешены четыре кассеты 5. Лучи крестовины расположены под углом 90° друг к другу.

Центр тяжести кассет с двигателя­ми находится ниже точки подвеса (в данном случае шарнирной опоры), поэтому при вращении крестовины они занимают всегда вертикальное положение. Вал с кассетами приво­дится в движение от электродвигате­ля через червячный редуктор. Мою­щий раствор до рабочей температуры подогревают при помощи паровых змеевиков 6, установленных на боко­вых стенках ванны. В процессе очист­ки двигателей 7 моющий раствор не­прерывно очищается при прокачке его насосом ПА-22 через фильтровальную установку. Для удаления паров при открытой крышке над моечной машиной установлена вытяжная вентиля­ция.

В качестве моющей жидкости ис­пользуется водный раствор мою­щего средства «Лабомид-203» (ТУ 38-30726—71) концентрацией 40 г/л при температуре 80—90° С. Время очистки 20—30 мин. Очистка происходит следующим образом. Дви­гатель устанавливают па специаль­ный стенд и с помощью гайковерта отвинчивают болты крепления мас­ляного картера и крышек головок блока, снимают картер и крышки, за­тем закрывают отверстия под свечи пробками для того, чтобы предотвра­тить попадание моющего раствора в цилиндры двигателя. Пользуясь тель­фером, устанавливают двигатель в подвесную кассету моечной машины. Последовательно загружают все под­весные кассеты (по одному двигате­лю). Таким образом одновременно могут промываться четыре двигателя. Загрузив полностью моечную маши­ну, с помощью пневмокрана опу­скают крышку и включают электро­двигатель привода вращения кресто­вины.

Рабочий процесс очистки заклю­чается в многократном погружении подразобранных двигателей в мою­щую жидкость с последующим из­влечением.

При вращении вала крестовины моечной машины с кассетами, в ко­торых расположены двигатели, мою­щий раствор входит в нижнюю часть блока цилиндров (в момент опуска­ния двигателя в ванну), проходит че­рез внутренние полости и выходит через отверстия в головках блока ци­линдров. В момент выхода двигателя из ванны направление потока мою­щего раствора будет противополож­ным.

В результате чего же повышается качество промывки внутренних поло­стей двигателей?

Прежде всего благодаря интенси­фикации диффузионных процессов в граничном слое (т. е. на границе за­грязненная поверхность — жидкость). Когда двигатель погружен в моющую жидкость, частицы загрязнений диф­фундируют в граничный, прилегаю­щий к поверхности слой жидкости. Однако по мере насыщения этого слоя частицами загрязнений процесс диффузии затухает. При извлечении двигателя загрязненный (насыщен­ный) слой жидкости стекает с его по­верхности. При повторном погруже­нии около поверхности формируется свежий (ненасыщенный) граничный слой и диффузионный процесс снова будет протекать интенсивно. Так по­вторяется многократно. При струй­ной или погружной очистке обновле­ние граничного слоя происходит на­много медленнее, так как этот слой состоит из ламинарной зоны, ско­рость движения жидкости в которой незначительна (чем ближе к поверх­ности, тем скорость ниже), отсюда ниже и скорость очистки.

Кроме этого, положительное влия­ние на качество мойки оказывает гидродинамическое воздействие ра­створа, возникающее при входе и выходе двигателя из моющей жидко­сти.

При очистке двигателей в кару­сельной моечной машине большое значение имеет скорость вращения

вала, которая выбирается такой, что­бы за время нахождения двигателя в моющем растворе все его внутрен­ние полости были заполнены жид­костью, а за время нахождения дви­гателя вне раствора жидкость успела бы в основном стечь.

Одна моечная машина карусельно­го типа может промыть за смену 50—60 двигателей. В случае необхо­димости ее можно использовать для очистки блоков цилиндров и других деталей двигателя, загрузив послед­ние в сетчатые корзины, специально изготовленные для установки их в кассету вместо двигателей.

Трехлетний опыт эксплуатации ка­русельной моечной машины на АРЕМЗ-1 показал высокие ее до­стоинства. Хорошо промываются как внутренние, так и наружные поверх­ности двигателей. Промытые двига­тели легко разбирать, так как стыки деталей, особенно стыки головок и выпускных трубопроводов с блоком цилиндров отмокают и становятся чистыми.

При отвинчивании гаек и болтов с промытых двигателей (с гайковер­тов) не летят брызги масла и грязи как это происходит с непромытыми двигателями. При разборке непромы­тых двигателей замасленные детали часто выскальзывали из рук, падали на пол и получали дополнительные дефекты.

В итоге можно отметить, что в ре­зультате применения безразборной очистки двигателей при капитальном ремонте повышается культура произ­водства, растет производительность труда, уменьшается вероятность про­изводственного травматизма и появ­ления дополнительных дефектов де­талей.

Безразборную очистку двигателей на моечных машинах карусельного типа можно рекомендовать всем ав­торемонтным заводам, производящим капитальный ремонт двигателей лю­бых моделей и других агрегатов, из­менив габариты моечной машины и конструкцию подвесной кассеты.

dhdhudhndhnydhdhndh13

Моечная машина карусельного типа для двигателей ЗИЛ-130