Форсирование и воздушный фильтр

Резервы мощности двигателя скрыты даже в таком нехитром устройстве, как воздушный фильтр.

Казалось бы, в автомобиле нет детали проще: сменный эле­мент из картона, металлический корпус, метко прозванный «каст­рюлей», переключатель «лето-зи­ма», носик для забора воздуха. Вот, собственно, и все. Где здесь, скажете вы, те самые резервы?

Не спешите с выводами. Есть у автогонщиков такое поня­тие, как ограничительная шайба на впуске. Ее диаметр строго рег­ламентирован техническими тре­бованиями — для того, чтобы хоть как-то уравнять шансы соревную­щихся. «Перекрыв» (точнее, при­крыв) кислород (ограничив про­ходное сечение шайбы), задают планку, выше которой форсиро­вать двигатель не имеет смысла — все равно «дыхания» не хватит. Именно так пресекают в спорте дорогостоящую погоню за лишни­ми лошадиными силами.

Вернемся от спорта к обы­денной жизни. Стандартный дви­гатель — изделие в целом гармо­ничное. Его впуск рассчитан и отлажен так, чтобы мотор показал ту самую, указанную в заво­дской инструкции («паспортную») мощность. Разумеется, с некото­рым запасом из соображений унификации. Например, моторы рабочим объемом 1100, 1300, 1500 см3 для переднеприводных автомобилей ВАЗа оснащены одинаковыми «кастрюлями». Но вот вы надумали форсировать двигатель. Стараниями одной из тюнинговых фирм мощность воз­росла, а фильтрующий элемент и «железки» вокруг него остались прежними. Здравый смысл начи­нает подавать голос: как же так, распредвал специальный, подъ­ем клапанов увеличился, каналы головки блока цилиндров дорабо­таны, а «кастрюля» не измени­лась. Уж коли делать впуск сво­бодным, так по всей длине. Не сыграют ли фильтр, его корпус и носик воздухозаборника роль той самой ограничительной шайбы? Давайте проведем замеры и по­экспериментируем.

На беговых барабанах стен­да «Бош FLA-203» — автомобиль ВАЗ-21083 с карбюраторным дви­гателем умеренной форсировки. Для начала сравним возможности машины со штатным фильтрую­щим элементом и вообще без не­го, то есть с голым карбюратором. Ого, разница-то почти 2,5 силы! Значит, штатный комп­лект все-таки затрудняет дыхание доработанному мотору. Что же делать, фильтровать пыль как-то надо. Берем заокеанское изделие фирмы K&N (фото 1). Это весьма интересный наборчик, предназна­ченный для карбюраторных дви­гателей. Никаких носиков нет, воздух забирается со всех сторон. Вместо привычной «кастрюли» две тарелочки из полированной не­ржавейки, между которыми зажат ничем не прикрытый фильтрую­щий элемент — заметим, многора­зового использования. Сделан он из нескольких слоев хлопчатобу­мажного материала, пропитанно­го специальным маслом. Армиро­ван тонкой металлической сеткой. Нуждается в чистке и новой про­питке раз в 50-100 тысяч миль (80-160 тыс. км) пробега. Для об­служивания применяют только фирменные жидкости в аэрозоль­ных баллончиках.

Смахивает на шарлатанст­во? Да нет, все по-честному, K&N — имя известное. Можно сказать, целое государство в мире фильт­ров. Рекомендации? Пожалуйста: восемь команд формулы 1, в том числе «Вильяме» и «Бенеттон», участники чемпионатов мира по ралли, гонкам грузовиков, ралли-кроссу, Британского кольцевого чемпионата. Производители -"Ровер", «Ягуар», «Роллс-Ройс». «Катерхем», «Астон Мартин»... Все они применяют K&N. Вот и наша «Лада» с его изделием прибави­ла 4 (!) лошадиные силы против штатного варианта. Впечатляет. Но нельзя ли подешевле? «Фирма»-то в рознице стоит от 100 до 120 долл. США.

Вооружаемся инструментом и вырезаем в стандартном корпу­се фильтра широкие окна для кругового забора воздуха (фо­то 2). «Кастрюля» преобразилась в две тарелочки по образу и подо­бию K&N. Замер с серийным фильтром порадовал — добыли 3,5 л. с. Идея, следовательно, правильная — жаль на практике применять ее нельзя. Картон, увы, раскиснет от воды, которая неизбежно попадет в моторный отсек при езде в дождливую по­году. Но выход есть — зарядить в распиленный корпус импортный поролоновый фильтр Twin air (фо­то 3). Он лучше противостоит влаге. Его элемент многоразово­го использования, надетый на пластиковый каркас, изготовлен из двух слоев бензомаслостойкого поролона с пропиткой особым составом. Очищать и заново про­питывать Twin air нужно раз в 10-12 тыс. км пробега. Он суще­ственно дешевле комплекта от K&N, но в магазинах встречается крайне редко. Прибавка мощно­сти — 3,1 л. с, разумеется, в дора­ботанном корпусе.

Обратимся теперь к автомо­билям, оснащенным распределен­ным впрыском топлива. Возьмем ВАЗ-21103 со стандартным шестнадцатиклапанником и сравним штатный вариант с фильтром K&N, предназначенным для уста­новки в серийный корпус (фото 4). Разница невелика, хотя перевес все же на стороне иностранца. Ясно, что обеспечили его сами фильтрующие элементы, точнее, материалы, из которых они изготовлены.

Но вот пришел черед универ­сального K&N с круговым забором: небольшой цилиндрик кре­пится прямо на датчик массового расхода воздуха (фото 5). Прибав­ка стала весомой — около 2 л. с.

dhdhudhndhnydhdhndh25K&N под капо­том ВАЗ-2106: не только по­лезен, но и кра­сив.

dhdhudhndhnydhdhndh26Вазовский шестнадцатиклапанник: цилин­дрик K&N монтируется пря­мо на датчике массового рас­хода воздуха.

 

dhdhudhndhnydhdhndh27dhdhudhndhnydhdhndh281.  Комплект K&N (слева), штатный фильтрующий элемент (справа).

2. Серийная «кастрюля», доработан­ная для кругового забора воздуха.

3.   Поролоновый фильтр Twin air (справа)   и   обычный   картонный (слева).

4.  Сменные элементы для установ­ки в штатный корпус воздухофильт­ра впрысковых машин: серийный (на заднем плане) и K&N.

5. Фильтр K&N с круговым забором воздуха для двигателей, оснащен­ных   системой   распределенного впрыска.

Забегая вперед, отметим: эффект от применения нестан­дартных фильтров на серийных моторах ВАЗа сногсшибатель­ным не назовешь. Что лишний раз подтверждает — заводчане основательно потрудились над впуском. Другое дело — силовой агрегат, побывавший в руках ма­стеров тюнинга. Примерим тот же набор на ВАЗ-21102 с основа­тельно доработанным двигате­лем 1600 см3. Разница между картонным фильтром и K&N в обычномv корпусе снова невели­ка. А вот иностранец с круговым забором воздуха позволил до­быть дополнительные 3,7 л. с.

Пожа­луйста, вот вам достаточно на­глядный пример. Как видим, карбюраторная «вось­мерка», оснащенная комплектом K&N, резвее разгоняется, улуч­шилась и эластичность.

Важно, что конструкция фильтра практически не влияет на токсичность отработавших газов, расход топлива в услов­ном городском цикле и при по­стоянной скорости.

Пожалуй, пора переходить к обобщениям. В тесте участвовали только новые, а значит, чистые фильтрующие элементы. Как вы понимаете, от загрязненного фильтра не стоит ждать рекорд­ных показателей. Равно как и сравнение чистого с грязным бу­дет явно не в пользу последнего. В равных же условиях прибавка мощности зависит не столько от материала сменного элемента, сколько от конструкции корпуса. Круговой забор воздуха явно предпочтительнее, поскольку меньше сопротивление на впуске. Задача же фильтра — исправно ра­ботать между двумя «тарелками», что сложнее, чем в закрытой «ка­стрюле». Здесь преимущество у пропитанных маслом иностран­цев. Картону в этих условиях не хватает механической прочности и водостойкости.

Но даже фирменные компле­кты от K&N не идеальны. Получа­ем: прибавку мощности, продол­жительный срок службы, возмож­ность многократного использова­ния фильтрующего элемента, ла­скающий слух спортивный звук двигателя, на зависть соседям -блеск полированного металла под капотом.

Жертвуем: переключением «лето-зима» при заборе воздуха, возможностью форсировать броды, глушением шума на впус­ке. Обслуживать K&N сложнее и дороже, чем сменить обычный бумажный элемент.

Курильщик поймет анало­гию: переход к фильтрам с откры­тым корпусом сродни приобрете­нию зажигалки «Зиппо». Красивая, пламя не гаснет на ветру, пре­стижная марка и т. д. Но время от времени заправь бензином, сме­ни кремень, поменяй фильтр. В общем, некая возня и расходы обеспечены. Вспомните однора­зовую: кончился газ, купил новую, считай даром. Куда я клоню?

К фирменным фильтрам продается гора дополнительного оборудования, позволяющего устранить ряд их недостатков. Тут и специальный чехол для ез­ды по пыльным проселочкам, и комплект деталей для забора го­рячего воздуха зимой, и несколь­ко вариантов крепежа трубки для отвода картерных газов. Бу­дет к чему руки приложить да и «лишние» деньги пристроить. Ес­ли плюсы фильтров с круговым забором воздуха, по вашему мнению, перевешивают их мину­сы, смело покупайте. Если же прибавка в несколько лошади­ных сил, на ваш взгляд, не стоит подобной суеты и затрат, ос­тавьте на месте «кастрюлю».