АНТИФРИЗ НА ГЛИЦЕРИНОВОЙ ОСНОВЕ

Охлаждающая жидкость должна отвечать ряду требований, которые зачастую противоречат друг другу. Прежде всего это требования, оп­ределяемые назначением и типом автотранспортного средства. При выборе охлаждающей жидкости не­обходимо учитывать конструктивные особенности системы охлаждения двигателя, условия его эксплуата­ции, а также условия технического обслуживания и текущего ремонта автотранспортных средств. Важно обеспечить и необходимую безопас­ность труда.

К сожалению, применяемые на автомобильном транспорте охлажда­ющие жидкости не в полной мере отвечают современным требованиям. Большое разнообразие систем ох­лаждения автомобильных двигате­лей, типов и назначения автотранс­портных средств, условий их экс­плуатации позволяют дифференци­ровать требования и тем самым повысить эффективность использо­вания охлаждающих жидкостей.

Зимой все чаще используются ан­тифризы на основе этиленгликоля. Целесообразность их применения

подтверждена практикой. Смешивая этиленгликоль и воду в различных соотношениях, можно получить ра­створы, температура замерзания ко­торых изменяется от 0 до —75 °С. Очевидно, путем изменения концент­рации можно получить широкий ас­сортимент антифризов, соответствующих конкретным климатическим условиям эксплуатации. Положительным свой­ством этиленгликолевых растворов является и то, что замерзая, они образуют рыхлую массу, не нару­шают герметичность системы ох­лаждения и не приводят к повреж­дениям двигателей.

Многообразие температурно-климатических условий СССР под­тверждает необходимость и целесо­образность расширения ассортимен­та этиленгликолевых антифризов, ог­раниченного нормативными докумен­тами. В условиях мягкого климата целесообразно, например, уменьшать концентрацию этиленгликоля. Это способствует снижению стоимости и дефицита антифриза. Кроме того, антифриз становится менее агрес­сивным к металлам и резине, а так­же менее токсичным. Немаловаж­ным в эксплуатации является так­же следующее обстоятельство: чем меньше этиленгликоля в растворе, тем лучше теплофизические свойст­ва низкозамерзающей жидкости и меньше ее расширение при нагрева­нии.

Еще один путь расширения но­менклатуры антифризов — исполь­зование альтернативных замените­лем. Например, в качестве основно­го компонента антифриза можно использовать глицерин.

Глицерин (трехатомный спирт) представляет собой сиропообразную бесцветную жидкость, без запаха. Кипит со слабым разложением при температуре 290 °С. Глицерин не ог­неопасен, безвреден, при охлаждении ниже 18 °С застывает.

К числу недостатков глицерино­вых антифризов относятся повы­шенная вязкость и большая стои­мость. Вязкость можно уменьшить, изменяя концентрацию глицерина в охлаждающей жидкости. При этом можно получить охлаждающую жид­кость, которая вполне пригодна при эксплуатации в условиях небольших отрицательных температур. Следовательно, большая вязкость глицеринового антифриза не является непреодолимым недо­статком.

Таблица 2

Основные свойства антифризов ВГ-40 и Тосол А-4О

Показатели

Антифриз

ВГ-40

Тосол А- 40

Внешний вид

Мутная жидкость

Голубая жид­кость без ме­ханических примесей

Плотность при 20°С, г/см3

1.15...1, 17

1 ,078...! ,085

Температура кипения, °С, не ниже

108

108

Температура кристаллиза­ции, °С, не выше

-30

— 40

Водородный показатель (рН) при 20°С

7,5. . .8,5

7, 5. . .8, 5

Вспенивание, см

30

30

Содержание, % по массе:

глицерина .

60

воды

40

Содержание присадок, г /л:

декстрина

1

0,4

дипатрии -фосфат,

2,5. . .5,5

_

антивспенивающей

_.

0,05

антикорро­зионных

2.55

Высокую стоимость имеет хими­чески чистый глицерин. В то же время на некоторых химических предприятиях страны глицерин яв­ляется побочным продуктом и не находит применения. Например, на Невинномысском ПО «Азот» техни­ческий глицерин — один из отходов основного производства. Этого гли­церина достаточно для обеспечения охлаждающей жидкостью несколь­ких автотранспортных объединений.

В настоящее время объединение «Азот» в ограниченном количестве выпускает антифриз ВГ-40 на гли­цериновой основе (стандарт пред­приятия СТП 113-03-14-78—85). Он применяется на автотранспортных предприятиях г. Невинномысска. Свойства антифриза ВГ-40 приве­дены в табл. 2. Здесь же для срав­нения приведены свойства охлаж­дающей жидкости Тосол А-40 (ТУ 6-02-751—73).

В ПО «Азот» проведены лабора­торные исследования, результаты ко­торых показали, как воздействует антифриз ВГ-40 на металлы и ре­зину (табл. 3).

Данные табл. 2 показывают, что антифриз ВГ-40 незначительно усту­пает антифризу на этиленгликолевой основе (Тосол А-40). В то же вре­мя антифриз ВГ-40 проявляет несколько большую коррозионную аг­рессивность к припою и серому чу­гуну (см. табл. 3). Поэтому в гли­цериновый антифриз необходимо до­бавлять ингибиторы коррозии.

С 1984 г. антифриз ВГ-40 в по­рядке эксперимента используется Невинномысским ПАТП для автомо­бильных двигателей автобусов ЛиАЗ-677, автомобилей ГАЗ-24 и ГАЗ-53. По данным предприятия, за 2 года не было случаев выхода из строя двигателей вследствие нарушения температурного режима и коррозии деталей.

Таблица 3

Воздействие антифриза ВГ-40 на металлы и резину

Металл

Медь Ml ТУ 40-2! –5003-74

Стой­кая

Резинотканевый шланг

Вполне стой­кий

Латунь ЛСЯ ТУ48-21-5005-76

Стой­кая

Шланг без ткане­вой про­слойки

Вполне стой­кий

Припой ПОС-35 ГОСТ 5.11 0 — 71

Пони­женно стой­кий

Алюминий ТУ 48-05-28 — 72

Стой­кий

Чугун серый ГОСТ

5. 1751 —72

Пони­женно стой­кий